• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Октябрь » 21

Э. Хемингуэй, "По ком звонит колокол"

Я завёл себе привычку книги или конспектировать, или хотя бы писать рецензии, отызвы, что запомнилось. Так получается читать книги медленней, но лучше понимаю и запоминаю прочитанное.
Недавно я прочитал книгу Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол".
 
Много мыслей и впечатлений оставила книга.

Про Роберта Джордана.
Не могу понять Роберта Джордана, который ради отстаивания своих идей отправился воевать в другую страну. Он умел воевать, но зачем ему это было надо? Могу предположить, что ему нужны были острые ощущения.
Надо отметить, что Роберт Джордан хорошо разбирается в людях, интересно читать его мысли и характеристики.
При этом, слов из песни не выкинешь, его любовь к абсенту идёт всю книгу явно, это отражение употребления алкогольного яда самим Хемингуэем. Короче, алкоголики они оба.
Я выпал в осадок, когда в Википедии прочитал, что прототипом Роберта Джордана был Кирилл Орловский ("Стрик"). То, что я читал про Орловского, никак не подходит под романтический образ Роберта Джордана. Орловский был простой мужик из крестьян, а Роберт — преподаватель из университета. И ни в какую Марию бы Орловский там не влюбился на задании. Джордан воевал за идею, а Орловский всю жизнь служил в спецподразделениях, он вояка.

Про политику.
У меня сложилось впечатление по книге, что сторонники Республики были правыми в той войне, а мне это не понятно. Читаю статью в Википедии, и кажется, что просто хаос был в стране. Военные (Франко) хотели захватить власть, их поддержали Германия, Италия и Португалия — каждая страна в своих интересах. А в руководстве сторонников Республики царил бардак, поэтому они и потерпели поражение. СССР тоже ради каких-то своих интересов оказывал им помощь.
В войне у иностранных стран свои интересы — обкатать оружие и солдат, у властных группировок (военные, анархисты, социалисты, коммунисты, монархисты, либералы) свои интересы, у итальянского князя Боргезе — просто топить все корабли своими подводными лодками и подвониками-диверсантами, республиканцы верят в свои идеи и т.д.
А нам, обычным людям, какое до этого дело? Почему мы должны расплачиваться за всё это? Да мне было бы плевать на все вышеперечисленные интересы.

Да, чтобы не забыть. Дело было в районе Сеговии, Ла-Гранхи, в мае 1937 г. И то наступление, ради которого партизаны взрывали мост, на самом деле провалилось.

Что ещё запомнилось из статьи в Википедии. Начало мятежа Франко (тогда он ещё его не возглавлял) было объявлено по всей стране по радио фразой: "Над всей Испанией безоблачное небо". Потом эта фраза стала крылатой.
Во время наступления на Мадрид в 1936 г. лидер националистов (он был главный у них сначала, а не Франко, потом погиб) Эмилио Мола сказал: "Я иду на Мадрид четырьмя колоннами, а пятая колонна уже ждёт нас там".
Отсюда пошло выражение "пятая колонна" про агентов в тылу.

Про войну.
Интересно почитать, как в гостинице у Гэйлорда собирались военные советники и диверсанты разных стран — "щенки и псы войны".
Хемингуэй правдиво пишет о зверствах республиканцев, они у него преподносятся, как инициатива Пабло, а почитать Википедию — дак это было массовым явлением. А расстрелы, которые проводили националисты — тоже были массовые.
И что? Какой вывод? Кто прав?

Ещё Хемингуэй правдиво пишет, что большинство сторонников республиканцев было "ненадёжными" (так их характеризовали Эль Сордо, Пилар и сам Роберт Джордан, когда готовились взрывать мост). На самом деле, это означало, что им не сильно хотелось воевать, им по большей части наплевать было, кто победит в войне, они присоединялись к тем, кто верховодил на их территории.
Я как-то читал отрывок из воспоминаний советского диверсанта, что большинство испанских партизан были как раз не сильно активными и надёжными — их больше интересовало, как им жить на этих территориях потом, а не как на них воевать.

Ещё у Хемингуэя хорошо показано, что в организации командования, штабов в армии есть своя степень бардака, есть люди, которые вредят. Они проводят наступление, которое не нужно, на самом деле. Но остановить его невозможно, умный генерал Гольц говорит, что с этим надо примириться. А, в частности, из-за этого наступления погибнет Роберт Джордан.

Про остальное.
Из героев я больше всех похож на Пабло.:-)
Он хитрый, ему вся эта война до чёрта, надо позаботиться о себе, и своём отряде. И ему это удалось, кстати, в конце.
В фильме он был в конце положительный герой.
Да, фильм 1943 г. с Гэри Купером, Ингрид Бергман и Акимом Тамироффым стоит посмотреть, из любопытства — какие были фильмы и как выглядели звёзды Голливуда 40-х гг.
Я рад был, что Пабло вернулся в отряд в конце книги. Плохо, что он выбросил взрыватели, это осложнило дело, и привело к смерти старика Ансельмо. Но он привёл ещё пятерых, которые были так нужны Роберту (и ведь Пабло это понимал!), и пришёл перед боем с ними.
Если бы я писал сочинение по "По ком звонит колокол", я бы написал, что Пабло хороший человек, хотя и с недостатками — так я думал, не дочитав книгу. И подчеркнул бы, что он всё-таки остался жив и свой отряд увёл, как хотел.
Но в конце Пабло проявил себя сволочью, убив тех, кого он привёл на эту операцию из другого отряда, чтобы захватить их лошадей.
Вобщем, с таким, как Пабло, лучше не связываться. Лучше, когда тебя прикрывают простые и надёжные ребята, а не хитрые и умные, как Пабло.
Не знаю, как бы я проявил себя, оказавшись на самом деле внутри гражданской войны. Мне кажется, Пабло правильно действовал по стратегии — старался выжить сам и сберечь свой отряд, но по тактике — неправильно, что он выбросил взрыватели Роберта Джордана, убил тех своих, кто привёл лошадей, и устроил побоище фашистов, а не просто казнь, в начале войны.

Про книгу.
Красиво показана любовь Роберта Джордана и Марии, и мне понравилось, как секс описан Хемингуэем.
А вообще, книга захватывает, представляешь себе, всё, как было.
Основное чувство — очень жаль народ, что там эта война произошла, жизнь у них ужасна.
Наверное, по основному чувству, которое у меня возникает, можно сказать, что название книги и её основная идея нашли у меня отклик — действительно, зачем спрашивать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе — чувствуешь горе людей.
В конце очень жалко Роберта Джордана.
И закончил последними предложениями Хемингуэй здорово, как будто Роберт Джордан не умер, а продолжал делать своё дело.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]