Меню
Назад » » » 2014 » Март » 31

Эбергард Шайффеле - о психодраме (Галина Китаева)

В 2007 году на Паназиатском конгрессе ОППЛ (Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги), в которой принимали участие психотерапевты 19-ти стран Азии, и Европы, я участвовала в тренинге под названием "психодрама". Там-то я и познакомилась впервые и с техникой психодрамы, и с Эбергардом Шайффеле. После конгресса я стала сотрудничать с Эбергартом, и мы провели с ним несколько замечательных тренингов. Затем наши пути разошлись, и я потеряла с ним связь, так как Эбергард говорил и работал только на английком языке. И тренинги мы проводили с переводчиком, причем на качестве тренингов это не сказывалось. Удивительная это вещь - психодрама в психотерапии. Как-нибудь позже я найду фотографии с этих наших тренингов, и выложу их в статье.

Так вот, узнав что у нас в КРОСС есть специалист по психодраме - Игорь Науменко КРОСС-Ростов, я пригласила его к нам в Екатеринбург провести тренинг "Терапия внутреннего ребенка или Как оставить прошлое в прошлом и начать жить в настоящем".


И сегодня мы окончательно договорились о приезде Игоря Науменко - УРА, тренинг состоится !!!  Тренинг будет проходить 12 и 13 апреля, по адресу: Антона Валека 15.

В процессе подготовки к тренингу я нашла в интернете статью об Эбергарде Шейфелле, и хочу вас познакомить с этой статьей.

(Галина Китаева)

Психодрама — метод групповой психотерапии, при котором,в отличие от психотерапии традиционной, внутренние конфликты одногоиз участников группы (протагониста) выносятся на сцену в видеимпровизированного театрального действия. Основные элементы психодрамы— сцена, протагонист, режиссер, «вспомогательное Я», публика. Все это,согласно традиционным представлениям, имеет отношение к театру, а не к терапии. Противоречия индивида и общества разыгрываются на сценес разных ролевых позиций, на сцену выносится пережитое в прошлом,ожидаемое в будущем, насыщенные конфликтным содержанием фантазии, сны,идеи.


http://www.met1.ru/kart/11_06_pict_29.jpg
Эберхард Шайффеле: «Меня привлекла возможность реальной помощи людям.Театр и психотерапию объединяет катарсис —очищение и облегчение души».

В 1920 году венский психиатр Якоб-Леви Морено описал новый психотерапевтический метод — психодраму. Он назвал его «наукой, исследующей истину драматическими методами». В определении использовал категории, лежащие вне психотерапевтического мышления:«игра», «встреча» и «театр». В 1922-м Морено организовал «Театр спонтанности», где раз в неделю представлялись импровизированные спектакли на злободневные и конфликтные темы, взятые из газет и личных переживаний участников труппы. В 1925-м он переехал в США, а позже при поддержке одной из богатых пациенток основал там частную психиатрическую лечебницу с театральным помещением при ней, где практиковал свой метод.

Один из последователей Морено — художественный директор Центра психодрамы, творчества и международных встреч в Альгоу (Германия), кандидат философских наук, артист театра и психотерапевт Эберхард Шайффеле.В течение этого учебного года, благодаря программе академических обменов Фулбрайт, он живет и работает в Екатеринбурге, преподает на факультете социальной психологии Гуманитарного университета.

Заслуги Морено признают и его методом пользуются как психотерапевты, так и деятели театра во всем мире. На могильной плите ученого эпитафия: «Здесь лежит человек, который привнес радость и смех в науку психиатрии».

— Меня привлекла возможность реальной помощи людям.Театр и психотерапия близки, их объединяет глубинный механизм действия— катарсис. Аристотель, создатель первой теории театра, первый исследователь этого понятия, говорит: трагедия героев должна вызывать у публики ужас и сострадание, а следствием должен стать катарсис— очищение и облегчение души. Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки использовать театр для лечения пациентов.Можно вспомнить пьесу Гете «Лила», театральные эксперименты маркиза де Сада. Зрителей так или иначе затрагивало представление истории из жизни, однако эта жизнь была чужда как им, так и актерам. В отличие от этих экспериментов у Морено речь шла не об изображении чужих страданий, а о демонстрации своих собственных, не об искусном актерстве, а о спонтанной игре, не о воздействии на пациентов,а об их способности к самовыражению.

Ужас и сострадание
— Ваша первоначальная профессия — актер. Почему вы решили ее сменить? Чего недоставало в театральной активности из того, что вы приобрели, начав заниматься психодрамой?

— Оно помогает тем, кто им занимается, но не зрителям. Да, искусство — это неотъемлемая часть деятельности людей. Оно всегда было частью очень многих традиций: люди собирались, плясали и пели под барабаны, добиваясь таким образом состояния транса. Но с тех пор, как появилось разделение на профессионалов, которые «делают» искусство,и потребителей, эта его функция исчезла. А появление телевидения еще и разделило людей, мешая им собираться и делать что-то вместе.

— Традиционная психоаналитическая трактовка функции искусства тоже предполагает оказание помощи людям. Вы в это мне согласны с Зигмундом Фрейдом?

— Да, речь именно об этом.

— Из ваших слов вырисовывается следующая картина:искусство, уходящее корнями в ритуалы, утратило эту функцию. Теперь психодрама берет на себя задачу на уровне группы эту ритуальность воспроизводить.

— Русские гораздо эмоциональнее европейцев и американцев, они более открыты для общения, работы в группе. Это особенно очевидно в первой фазе занятия. Представьте, собираются незнакомые люди, они скованы, у каждого разная степень контактности.Их необходимо расшевелить, «разморозить», создать в группе атмосферу доверия, безопасности. Для этого есть специальные приемы и упражнения:люди выбирают варианты ответов на важные, связанные с личным выбором и опытом вопросы, и в соответствии с ответом должны примкнуть к той или иной группе. Можно выразить эмоцию жестами, движением. В этой ситуации западный человек скован, он всегда внутренне пожимает плечами,не будучи уверен, прилично ли выглядит со стороны. Русские более мобильны, они говорят: «Как забавно!» и сразу включаются в игру…

— Работа по методу психодрамы, вероятно, раскрывает и национальные особенности участников. Существует ли «русская» специфика?

— Многое зависит от ведущего-режиссера:очень важно, чтобы он создал ощущение безопасности. Его задача, чтобы человек пошел так далеко, как он готов на данный момент, но не дальше.Если для человека такой опыт внове, он скорее всего слишком далеко и не зайдет: сделает только один шаг вперед.

— Участие в психодраматической сессии предполагает высокую степень откровенности. Насколько легко люди идут на это?

— Если люди вовлечены в действие, а не являются лишь зрителями — безусловно, да. У людей есть сильные чувства по поводу таких событий, и эти чувства нуждаются в выражении. Существует такой метод — социодрама, он родствен психодраме, но фокусируетсяна проблемах не одного человека, а группы. На социодраматических сессиях мы обращались к таким темам, как терроризм и холокост, исследуя больше не то, что происходит, а то, что при этом люди чувствуют.

— В современном искусстве, в актуальных практиках существует такой опыт: художники инициируют исторические спектакли (реэнактменты), в которые вовлекают целые группы населения. Игра и одновременно коллективный анализ разыгрываемых событий проходит с участием профессиональных актеров, а иногда и без них. Художники обращаются к историческим событиям, которые переживались как драма.Одним из первых реэнактментов можно считать спектакль «Штурм Зимнего»в Петрограде в 1920 году, в нем приняло участие около 10 тыс. человек.Один из современных примеров — фильм американки Катрин Салливан «Плавучие льды Земли Франца-Иосифа», за основу сюжета в нем взят захват заложников во время спектакля в 2002 году «Норд-Ост». Как вы к этому относитесь? Что это, социальная психотерапия?

— Речь не идет о решении проблемы: терроризм, понятно,никуда не исчезнет, какую бы хорошую психодраматическую сессию мы ни провели по этому поводу. Современный человек привык все пропускать через голову. Большинство из нас прекрасно разбирается в собственных личных проблемах, способно их проговаривать,анализировать. Но мы, тем не менее, не можем их разрешить. В социодраме приобретается опыт в выражении чувств, новое видение, новый взгляд на проблему.

— Что является результатом сессии, «качественным скачком» в социодраме?

— В природе человека заложена потребность в интенсивных переживаниях. Но люди их не имеют, современная культура этого не предполагает. Обычно они получают лишь суррогат — через наркотики или просмотр кинофильмов. Мы можем наблюдать такое негласное соревнование в кинематографе — в каком фильме будет убито больше людей:одного убитого уже мало, нужен атомный взрыв, уничтожение всего человечества. Мне кажется достаточно странным общество, где сверхсильные эмоции демонстрируются в кино, но подавляются в жизни.В частности сексуальность: с одной стороны — сексуальные образы постоянно присутствуют в рекламе, а с другой — настолько тотально подавляются в жизни, что люди избегают даже прикосновений.

Изменяем сознание

— Вы пишете о том, что участие в психо—и социодраматических сессиях предполагает состояние измененного сознания. Для чего это нужно?

— В западной культуре любые эмоции подавляются, даже такие как радость. А секс становится просто инструментом для продажи чего-то.

— Говоря о запретах, о подавляемых и табуированных чувствах, вы имеете в виду прежде всего агрессию и сексуальность?

— Да, есть такие места, где нормально относятся к нудизму, к обнаженному телу, но люди даже не разговаривают там друг с другом.

— В Германии меня удивил такой факт: существуют общедоступные сауны, бассейны, где люди плавают абсолютно обнаженными,отсутствует, как мне показалось, повышенное внимание по отношению к представителям противоположного пола. Однако на фоне такой простоты нравов процветает порнобизнес. Как одно с другим может сочетатьсяв одной стране, в одном обществе?

— Порнография — неверный путь справиться с проблемой и заполнить эту нишу. Автор большого эссе о порнографии Дэвид Лоуренс очень четко описал, что порнографы и пуритане — одно и то же: и те,и другие пытаются нам преподать сексуальность как нечто грязное.Порнография может существовать только в обществе, которое подавляет сексуальность, эти явления зависят друг от друга. Я думаю, секс — это нечто данное нам Богом, то, на основе чего мы можем общаться друг с другом.

— Но, покупая порно журнал, человек тоже не приобретает возможности общения…

— Я не согласен с капиталистическим постулатом «все,что продается — нужно». Здесь та же ситуация, что и с порнографией.Человеческая потребность в сексуальности не восполняется порнографией,именно поэтому потребность возрастает: нет насыщения, нет удовлетворения.

— Популярность фильмов с многочисленными убийствами — это присущая человеку агрессивность, которая, не имея выражения в жизни, ищет его в кино?

— Я думаю, интенсивность человеческих отношений.

— Какую потребность тогда замещает агрессия по аналогии с парой «порнография — сексуальность»?

— Да, повседневная жизнь в современном обществе скучна и монотонна: работа в офисе, непонимание цели деятельности плюс запрет на чувства, о котором мы говорили… А человек рождается, чтобы чувствовать.

— Какова же должна быть сила этой потребности,если только такие образы, как ядерный взрыв, глобальная катастрофа,могут выразить ее и хотя бы временно утолить. Страшно представить, что мы теряем, мирясь с таким существованием.

http://www.met1.ru/metallinsertvvbvv110vvat.html

 

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]