Меню
Назад » » » 2016 » Июль » 18

Психодрама. часть 1 (Игорь Науменко)

 

 

Психодрама. часть 1 (Игорь Науменко)
Психодрама. Часть 2 (Игорь Науменко)

 

 

На протяжении всей человеческой истории мы можем пронаблюдать существование различных форм и способов постижения себя, вырабатываемых человечеством. Сочетание в человеческой природе рационального и иррационального всегда заставляло человека каким-то образом проявлять то, что не может быть выражено с помощью слов в логике языковых высказываний, с целью объединить эти две составляющие собственной души, достичь их гармоничного соединения. Мистерии и ритуалы, средневековый карнавал, мифология и, конечно же, искусство - вот лишь некоторые способы восстановления целостности собственной души, существующие в человеческой культуре.

 

 

 Театральное перевоплощение существует почти столько же, сколько и цивилизация, постановка и разыгрывание мифологических сюжетов предоставляли возможность индивиду отражать свой внутренний мир в зеркале переживаний героя и освобождаться посредством катарсиса от сходных чувств и страстей. В современном мире все вышеперечисленные формы рефлексии, самопостижения и душевного исцеления существуют и продолжают выполнять свою функцию, однако, для человека поистине современного, воспитанного на научном понимании мира, такую функцию отражения чувств, желаний, мыслей субъекта, вытесненных запретами, и восстановления целостности - выполняет психотерапия.

 В гуманитарной психологии существует постулат о том, что человек понимает свою жизнь сюжетно и последовательно, выстраивая некие сюжетные взаимосвязи между событиями и впечатлениями. Выбор человеком драмы, романа, трагедии, мифа или притчи в качестве жанровой формы осмысления своей жизни, задается теми культурными формами, которые выбраны им как индивидуальная форма самопостижения.

 Психодрама является прекрасным примером того, как возможно совмещение различных уровней сознания и сторон человеческой натуры от самых древних и архаических, что представлено карнавальным элементом психодрамы, включенностью опыта тела, до рациональных форм понимания себя и своей жизненной ситуации в виде сюжетов, которые разыгрываются в процессе терапии. Возможно, в силу этого так трудно дается переведение на научный язык всех феноменов, с которыми сталкивается участник в психодраматическом процессе.

 Не существует даже единого определения психодрамы. У самого Морено, мы находим такие разные постулаты об этом: «форма драматического искусства с эстетическими идеалами», «политическая система с общественными ценностями», «наука с исследовательскими претензиями», «психотерапевтический метод с целью излечения и философия жизни».

 Понимая всю многогранность и глубину терапевтических процессов, происходящих в драматической группе, мы можем дать определение психодрамы с процессуальной точки зрения: Психодрама – это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрываются сцены из жизни субъекта или его фантазии, сны, состояния. Роли могут брать на себя другие участники группы.

 Само название метода состоит из психики и драмы и означает, по сути, действие психики. На таком действии зиждется вся наша жизнь. В процессе того, как клиент, побуждаемый терапевтом, воспроизводит на сцене, например, события из своей жизни, становится очевидным, каким образом его психика определяет его поступки, а они со своей стороны оказывают решающее влияние на его психику. С патологическим поведением поступают в психодраме совершенно аналогично.

 Ситуации, связанные с ним, проигрываются, изменяются и именно благодаря этому оказываются под контролем. Поскольку психодрамотерапия использует естественное поведение человека, техники и практические приемы, созданные в рамках психодрамы, теперь широко применяются в различных терапевтических и дидактических подходах, таких как поведенческий тренинг, гештальттерапия, игровое обучение и т.д. Однако, психодрама это не только метод ролевой игры с обменом ролями, это именно групповая терапия. Исцеление отдельного человека вне связи с целым, связи с обществом, другими, космосом как творческим мировым процессом, является, по мнению Морено, таким же невозможным как оживление оторванной от дерева увядшей ветки.

 Рассказывать о происшедшем или тревожащем, это совсем не то, что играть его. Клиент погружается в свою жизненную ситуацию и имеет возможность не только пережить её заново, но и трансформировать в ходе действия. Удивительный целебный эффект психодрамы часто похож на чудо. Однако это вовсе не мистика, хотя в психодраме многое кажется магическим. Создавая свой метод, Морено хотел прикоснуться, установить связь с теми слоями психики, которые являются более древними и могучими, чем наше сознание. Созданная в начале века ХХ, психодрама поражает и удивляет своей современностью. Именно она наиболее аутентична попытке современного человека интегрировать рациональное и мистическое, понятное и таинственное, разум и тело, «я» и «мы»

 В предложенных Морено терапевтических приемах, развитие индивидуума возможно лишь тогда, когда он сумеет увидеть себя и свою ситуацию глазами Других, связанных с ним, через диалог двух сознаний, двух картин реальности, а не через победу одной над другой.

 

Тренинг Игоря Науменко
"Антисценарные расстановки" 
состоится  в Екатеринбурге
с 5 по 7 августа 2016 года
Ждем вас! Количество мест ограничено.
Регистрация

Звоните-пишите: +7(950) 55-33-833
nootop@mail.ru

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]