Меню
Назад » » » 2016 » Июль » 23

Психодрама. Часть 2 (Игорь Науменко)

 

Психодрама. часть 1 (Игорь Науменко)
Психодрама. Часть 2 (Игорь Науменко)

 

 

Психодрама – это исторически первый групповой метод. Вообще тренинги выросли из психодрамы, и все они, так или иначе, используют ее формы работы. Фрейд создал психоанализ, но он работал на индивидуальном уровне. Затем появилась идея, что можно собирать людей и работать с ними в группе. Позднее возникло бихевиоральное (поведенческое) направление, и перед Второй мировой войной сочетание всех этих методов стало использоваться в практической психологии. Это кратко из истории.

В русской речи слово «психодрама» вызывает не очень выигрышные ассоциации. Тут тебе и «психо», и «драма», и театр, и страсти. Но что делать, если ее создатель Якоб Леви Морено использовал греческие корни! Если это слово русифицировать, то получится еще хуже – «душедейство». Нечто среднее между «душегубством» и «лиходейством». Но, отстраняясь от фонетики и перейдем к сути, психодрама – это действительно про действие души. Только в отличие от общепринятого понимания действия души «внутри» человека, в психодраме мы можем видеть, как она действует точно так же «снаружи» с помощью средств ролевой игры. И в этом смысле психодрама – это один их методов действия. Когда человек работает с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так.

 

А как выглядит психодрама?

 

Психодраматическая сессия состоит из трех частей: разогрева, собственно работы с некоторой историей или ситуацией главного персонажа и шеринга – обмена чувствами и впечатлениями. При этом параллельно развиваются несколько процессов.

С одной стороны, сама психодраматическая работа, когда мы выводим на сцену то, что у человека внутри. Например, ему надо принять решение, оставаться ли ему на прежней работе. При этом у него в голове как будто звучат разные голоса.

Один говорит: как ты останешься без этой работы, как будешь выплачивать кредит и т.д.

Другой: человек должен найти себя, он должен быть счастлив.

Третий говорит, что нужно сначала понять, что хочешь, а потом решать. И таких голосов много.

Вот мы эти голоса разделяем и выводим наружу. Можно понять, кому принадлежат эти голоса. Например, что это бабушка всегда говорила, что нужно терпеть, что все так живут. Страх, тревога – тоже персонажи в психодраме. И весь этот внутренний клубок мы выводим наружу, распутываем и наводим порядок в психике. Участник группы понимает, в чем суть противоречий, расставляет приоритеты, помогает частям договариваться. И чаще всего, задачка становится решаемой.

Есть возможность по ходу вводить новых персонажей, о которых участник группы сначала забыл. Например, голос, который говорит, что у тебя все получится. Все это уже есть внутри у человека, мы просто помогаем ему это увидеть.

 

И как, картина получается достаточно полная?

 

Да, получается полная картина внутреннего мира человека. Каждый конкретный раз мы ставим сцену по одной истории, длится это от получаса. И она касается какого-то одного кусочка его жизни. Проще говоря, мы не делаем генеральную уборку в квартире, а сегодня убираемся на кухне, завтра отмываем туалет, а потом разбираем балкон. Человек ходит на психодраматическию группу, и потихоньку все, что у него накопилось: старые обиды, нерешенные вопросы – все это всплывает, и мы проводим «уборку».

Это один пласт, на уровне которого участники группы помогают человеку решать стоящие перед ним задачи. Второй пласт – групповой. Некоторое соучастие, некоторая поддерживающая позитивная среда, которая принимает тебя таким, какой ты есть. Это человеку очень нужно. Близкие люди часто не могут оказать такой поддержки, потому что у них уже заранее сформировано определенное мнение. А здесь люди, которые вначале были совсем чужими, становятся своими, и они тебе сопереживают.

Во время шеринга участники вспоминают свои истории, свои чувства, говорят, что были в похожей ситуации. При этом человек получает не только поддержку, но и более широкий взгляд на свою ситуацию.

 

Почему это полезно для других участников группы?

 

Когда я соучаствую другому человеку, учусь видеть в нем хорошее, я становлюсь более поддерживающим и принимающим, более гибким, моя картина мира расширяется. И часто именно у людей из группы происходят какие-то значимые изменения. Например, посмотрев на сцену из чьего-то детства, они принимают решение совсем иначе вести себя со своим ребенком.

Третий пласт – это роли. Человек становится более разнообразным: он все время играет разные роли и это расширяет его ролевой репертуар. Это одна из фишек психодрамы. Ведь чем человек адаптивнее в мире, тем шире спектр его ролей, и наоборот. И потом, когда в жизни наступает момент сыграть какую-то новую роль, то оказывается, что он ее уже играл.

 

О данном направлении есть представление, что это такой, достаточно жесткий метод. Это так?

 

Да, слез немало льётся, но не потому, что метод заставляет. Если в человеке нет никаких внутренних «надрезов», то никто не заставит его плакать. Но если в человеке что-то сидит, что-то мучает, то с помощью психодрамы эта спрятавшаяся боль может найти свой выход. Например, если предложить в группе вспомнить какой-то разговор, который по тем или иным причинам не был завершен, то многие люди начинают, конечно, вспоминать о своих потерях, разрывах, о смерти. Это означает, что у человека есть потребность закончить какие-то причиняющие боль сюжеты и отношения. Да, слез бывает немало, но и смеха бывает много, и других чувств.

Поэтому не думаю, что психодрама настроена специально выжимать слезу, это представление, в основном, из-за слова «драма». Да, бывают тяжелые моменты работы, с тяжелым материалом. Но если посмотреть «правде в глаза», жизнь в этой стране на протяжении последних 150 лет тоже легкой не была. Травматика всякого рода, как своих родителей, бабушек-дедушек, так и собственная, конечно, вылезает. Она потому и вылезает, что есть безопасное место, где это может вылезти и быть здесь оставленным.

 

 

Критерий успешности – наличие или количество пролитых слез?

 

Неправильно мерить успех количеством использованных пачек салфеток. Это не критерий, бывают хорошие, глубокие работы, когда человек много достигает, но никаких слез нет. Кстати, еще одно неверное представление о психодраме, что она работает на голых эмоциях. Это не так совсем. Выражение сильных, когда-то подавленных, эмоций нужно для того, чтобы по-другому увидеть, по-другому понять. Пока есть «спрятанная граната», то в этом месте опасно что-то про это думать, а тем более менять. Поэтому, работа с эмоциями – это подготовительная работа, нужная для того, чтобы можно было с чем-то по-настоящему поработать.

 

 

К каким ситуациям и сферам жизни применим метод психодрамы?

 

Психодрама видит мир в ролях, поэтому подходит всюду, где либо есть внешние персонажи, взаимодействие с другими людьми, либо внутренние персонажи, голоса, эмоции, которые можно увидеть как персонажи.

Психодрама учит, как воспроизводить реальность, ее моделировать. И поэтому сфера применения практически не ограничена.

 

Тренинг Игоря Науменко
"Антисценарные расстановки" 
состоится  в Екатеринбурге
с 5 по 7 августа 2016 года
Ждем вас!
Количество мест ограничено.
Регистрация

Звоните-пишите: +7(950) 55-33-833
nootop@mail.ru

 
1 tatika  
Спасибо за фразы - "Действие в каком-то смысле «правдивее» слов". "Если в человеке нет никаких внутренних «надрезов», то никто не заставит его плакать". Это реально так и есть - проверено на себе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]