Меню
Назад » » » 2010 » Сентябрь » 2

Погоня за славой. Конспект Галины Китаевой по К.Хорни.

   Все конспекты Галины Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост"  - здесь...
= = =

(Продолжение конспекта К.Хорни "Невроз и личностный рост")

Галина Китаева: Все моё школьное детство, а затем студенческая юность были посвящены - хотя и не явным, однако же несомненным образом - поиску и утверждению идеала. Считалось, что необходимо иметь идеал и стремиться к нему...

  "Идеал человека коммунистического будущего" - этим были пропитаны все октябрятские, пионерские и комсомольские собрания и мероприятия: Тимур и его команда, Павлик Морозов, Олег Кошевой...

   Я как-то даже не задумывалась, что может быть иначе, хотя моими идеалами стали совсем другие личности... Теперь же, почитав Хорни, я согласна - сам принцип "иметь идеал" и стремиться к нему - порочен. Так как уводит человека все дальше от решения вопроса "принятия себя" таким, какой ты есть - то есть от умения давать и принимать любовь (к себе, к другим людям), а значит - и от психологического здоровья.

   Вот это да! Так что-же, выходит наши педагоги не читали Хорни, не изучали основ формирования восприятия ребенком самого себя? А мы, родители, точно так же не знали всего этого? Ведь даже в "светской беседе" принято спрашивать так: какой твой "идеал женщины"?  "Идеал семьи"? Вместо простого вопроса: Какую бы ты хотел видеть женщину рядом с собой в этой жизни?

   Карен Хорни пишет ("Невроз и личностный рост"):

   "В конце концов, человек может прийти к отождествлению себя со своим цельным идеальным образом себя. Тогда этот его образ себя не остается больше иллюзорным образом, лелеемым им втайне; он незаметно сливается с ним; идеальный образ себя становится идеальным собой, идеальным я.    
   Этот перенос центра тяжести – всецело внутренний, глубинный процесс; мы не увидим в человеке заметных внешних изменений.  

   Перемена происходит в сердцевине его существа, в его самоощущении. 

   Это любопытный и чисто человеческий процесс.

   Вряд ли кокер-спаниелю придет в голову, что "на самом-то деле" он ирландский сеттер. 

   Перемена может начаться, только если человек уже затемнил, стушевал свою реальную сущность. 

   В то время как здоровым направлением движения на этой фазе развития (как и на любой другой) для него было бы движение к своему подлинному я, он все более удаляется от него в сторону идеала. 

   Идеальный "он" начинает представлять для него того человека, которым он "на самом деле" является, или же его потенциал, то есть того, кем он мог или должен бы был быть. Идеальный "он" становится для него вершиной, с которой он взирает на себя, мерою, которой он себя мерит. 

   Идеализация себя, или самоидеализация, в ее различных аспектах, представляет собой то, что я предлагаю называть всеобъемлющим невротическим решением, то есть решением не только какого-то частного, отдельного конфликта, но решением, которое обещает удовлетворить все внутренние потребности человека, имеющиеся у него на данный момент.

   Более того, она обещает ему не только избавление от болезненных и невыносимых ощущений (от тревоги, от чувства своего "падения", "пропащести", от ощущения своей неполноценности и внутреннего разлада), но и сулит в перспективе волшебным образом придать совершенство его жизни и ему самому.

   Не удивительно поэтому, что когда он поверит, что нашел такое решение, он вцепляется в него не на жизнь, а на смерть. 

   ...

    Мы можем взглянуть на идеализацию себя с двух перспективных точек зрения:
- она представляет собой логический исход раннего развития и кладет начало новому;
- она не может не иметь важного влияния на дальнейшее развитие,
потому что просто не существует другого последовательного шага, который можно было бы предпринять в данной ситуации, помимо удаления от подлинного себя. 

   Но главная причина ее поистине революционного эффекта лежит в другом неявном смысле этого шага.  

   Энергия, питающая движение к самоосуществлению, обращается на другую цель – на воплощение в действительность идеального себя. 

   Этот сдвиг означает не более и не менее, чем смену курса всей жизни и развития человека.

    ...

    Его непосредственное действие – не дать самоидеализации остаться чисто внутренним процессом, а вытолкнуть ее вовне, заставить ее войти в круговращение жизни человека. 

    Человек желает выразить себя или, скорее, его влечет к этому.

    И теперь это означает, что он хочет выразить идеального себя, доказать идеал действием.

    Этим проникнуты его устремления, цели, образ жизни, отношение к людям. 

    По этой причине самоидеализация неизбежно перерастает в более всеохватывающее влечение, которое я, в соответствии с его природой и
направленностью, предлагаю назвать погоней за славой.

   Самоидеализация остается его ядром. 

    Остальные его элементы, всегда присутствующие, хотя и с разной силой и степенью осознанности у каждого конкретного индивида, – это потребность в совершенстве, невротическое честолюбие и потребность в мстительном торжестве.

    Среди влечений к воплощению в действительность идеального себя потребность в совершенстве – самая радикальная. 

    Она не удовлетворится меньшим, чем переделка всей личности в идеал. 

     Подобно Пигмалиону Бернарда Шоу, невротик ставит цель не просто отретушировать и приукрасить прежнего себя, но полностью переделать себя, превратить в некое совершенство, соответствующее особенностям своего идеального образа.

    Он пытается достичь этой цели посредством сложной системы долженствований и табу, "Надо" и "Нельзя". Это решающий процесс...

    Среди элементов погони за славой наиболее очевидным и вовне направленным является невротическое честолюбие, влечение к внешним достижениям.

    Несмотря на то, что это влечение к превосходству действительно всепроникающее и требует превосходства во всем и везде, обычно оно сильнее всего связывается с предметами, где превосходство наиболее достижимо для данного человека в данное время. 

    Следовательно, на протяжении жизни его честолюбивые устремления вполне могут менять направление, причем неоднократно. 

* В школе он может чувствовать нестерпимое унижение от того, что его отметки не самые лучшие в классе.
* Позже он может столь же компульсивно* стремиться к самому большому числу свиданий с самыми красивыми девушками. 
* Еще какое-то время спустя он может быть одержим желанием "сделать денег" больше всех или стать самым выдающимся политическим деятелем. 

   Такие перемены легко способствуют определенному самообману. Тот, кто одно время был фанатично настроен стать величайшим спортсменом или воином-героем, в другое время с равной страстью собирается стать величайшим святым. При этом он может думать, что "утратил" свои амбиции. Или же он может решить, что ошибался, и атлетические или военные подвиги – не то, что ему "на самом деле" было нужно.

    Следовательно, ему не удается понять, что он по-прежнему плывет под парусом честолюбия, только сменил курс.

    Конечно, необходимо также проанализировать в деталях, что заставило его сменить курс именно в тот, а не иной момент. Я подчеркиваю эти "изменения курса" потому, что они указывают на тот факт, что люди, находящиеся в тисках честолюбия, очень мало привязывают свою деятельность к ее содержанию. 

    Им нужно только превосходство как таковое. Если не замечать это отсутствие связи деятельности с ее содержанием, многие "изменения курса" могут показаться необъяснимыми. "

Галина Китаева www.mlitvak-ural.ru


*Компульсивный стиль
В личностном профиле — почти навязчивое (компульсивное) стремление все сделать наилучшим образом (так называемый «синдром отличника»}, независимо от наличия времени и поставленных задач. Отсюда — недостаток легкости, раскрепощенности, гибкости в поведении. «Отличник» не способен к спонтанным действиям, он с трудом расслабляется. При знакомстве с когнитивными характеристиками этого стиля становятся более узнаваемы и понятны многие конфликтные ситуации, возникающие в коридорах нынешней власти. «Отличник» чрезмерно озабочен деталями, он мелочен, скрупулезен, догматически подходит к инструкциям и параграфам.

Но это вовсе не обязательно зарвавшийся, косный бюрократ. Это может быть честный человек — скажем, принципиальный политик, трудолюбивый чиновник, находящийся во власти своих мыслительных особенностей. Опасности такого политического стиля, изъяны, не столь заметные в повседневной (даже политической) деятельности, особенно ярко проявляются в экстремальных ситуациях с постоянно меняющимися условиями деятельности. «Отличники» в таких ситуациях испытывают дискомфорт: любые отклонения от тщательно спланированной деятельности для них болезненны, совершение ошибки или страх не справиться с чем-то наилучшим образом могут вызвать сомнения, панику, депрессию. Они неуклонно придерживаются однажды сформулированных принципов.

Зачастую, в порядке психологической самозащиты, они образуют «когорту несгибаемых», неспособных «поступаться принципами» или хотя бы пойти на мелкие уступки в формулировке, на компромисс в отношениях с политическим противником. Такие полити ки — надежда и опора ведущих лидеров в жестокой политической схватке. Однако и они могут (из «лучших побуждений») внезапно резко менять курс. И тогда — нет яростнее католика, чем бывший протес­тант.
www.vuzlib.net/beta3/html/1/24581/24638/

 

Конспект подготовила Галина Китаева.
Синим выделен текст, введённый мною.

Posted  20 on 02.09.2010

 

 

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]