Меню
Назад » » » 2011 » Январь » 17

Царство небесное внутри нас

Все конспекты Г. Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост"  - здесь...   
= = =

(продолжение конспекта К.Хорни "Невроз и личностный рост")

"...Что происходит с человеком, когда он осознает невозможность жить как Надо?

он начинает ненавидеть и презирать себя

При всех своих бешеных усилиях достичь совершенства ( - вытерпеть все,  БЫТЬ  СИЛЬНЫМ; - понять все,  быть лучшим; - нравиться всем,  РАДОВАТЬ ДРУГИХ;  - быть всегда продуктивным, БЫТЬ  ЛУЧШИМ; - всегда везде успевать, всё делать очень быстро, СПЕШИТЬ; - очень много работать, СТАРАТЬСЯ) и при всей своей вере, что оно достигнуто, невротик не достигает того, в чем отчаянно нуждается - самоуважения и уверенности в себе.

Богоподобный в своем воображении, он лишен обычной земной уверенности в себе, которой обладает самый простой пастух.

...выходит, что ошибочно считать средством достижения  УВС (уверенности в себе) – достижение УСПЕХА  (в том числе и материального)... Самое верное средство достижения УВС – знание и принятие СЕБЯ РЕАЛЬНОГО. Это даст ощущение безопасности. 

Высокое положение, до которого он может подняться, слава, которую он может обрести, делают его самонадеянным, но не приносят ему внутренней безопасности.

Он по-прежнему чувствует себя ненужным в глубине души, легко обижается и нуждается в нескончаемых подтверждениях своей ценности.

Он может чувствовать себя сильным и значительным, пока у него в руках власть и влияние, пока его поддерживают хвалой и почитанием. Но все эти чувства избранности легко пропадают, когда, среди чужих людей, эта поддержка отсутствует, когда он терпит неудачу, когда он предоставлен сам себе. Царство небесное внутри нас, его не заталкивают в нас снаружи.

Чтобы у ребенка росла уверенность в себе, он явно нуждается в помощи извне.

Ему нужны тепло, привет, забота, защита, атмосфера доверия, поощрение его деятельности, конструктивная дисциплина.

Когда все это есть, у него развивается, используя удачный термин Мари Райзи,* "базальная уверенность", которая включает уверенность в себе и в других. 

Слепое восхищение может раздуть его чувство собственной значимости. Он может почувствовать, что нужен родителям, нравится им, и они одобряют его не за то, какой он есть, а за то, что он удовлетворяет их потребность в восхищении, престиже или власти.

Жесткие требования удовлетворять нормам совершенства могут возбудить в ребенке чувство неполноценности из-за того, что он не может выполнить таких требований. За проступки или плохие оценки в школе его сурово упрекают, а хорошее поведение и хорошие отметки принимаются как должное. Порывы к независимости и самостоятельности высмеиваются. Все эти факторы, вдобавок к общему недостатку искреннего тепла и интереса к нему, создают у него ощущение своей никчемности и ненужности или, по крайней мере, ощущение, что он ничего не стоит, пока он такой, какой есть, а не стал кем-то другим.

Хуже того, невротическое развитие, инициированное ранними неблагоприятными обстоятельствами, ослабляет самую сердцевину его существа. Он отчуждается от себя и раздваивается.

Его самоидеализация  – попытка возместить причиненный ущерб, подняв себя в воображении над другими и над грубой реальностью самого себя. 

И, как в сказках о сделке с Сатаной, он получает воображаемую, а иногда и реальную славу. Но вместо твердой уверенности в себе он получает позлащенный дар весьма сомнительной ценности – невротическую гордость. 

Необходими отдавать себе отчёт о наличии прямой причинно-следственной связи между существующими качествами личности и чувством уверенности в себе.

Что касается требуемых качеств личности, то до некоторой степени они зависят от культуры, в которой мы живем.

Для западных цивилизаций – это независимые убеждения и умение действовать в соответствии с ними, способность полагаться на себя, основанная на оценке собственных ресурсов, умение брать на себя ответственность, реалистичный подход к собственным качествам, возможностям и ограничениям, сила и прямота чувств, способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Хороший уровень этих параметров субъективно ощущается как уверенность в себе. Чем ниже их уровень, тем более шаткой будет уверенность в себе.

Точно так же, здоровая гордость основана на реальных вещах. Это может быть заслуженная высокая оценка своих особых достижений, например, гордость за смелый поступок или отличную работу. Или же это может быть более всеобъемлющее чувство собственной ценности, спокойное чувство собственного достоинства.

Источники ложных целей:

Эти качества могут быть навязанными извне (престижными ценностями), или же они могут быть самонадеянно приписанными себе свойствами или способностями. 

Из различных видов невротической гордости наиболее нормальной кажется гордость престижными ценностями. В представителя нашей цивилизации обычно гордиться тем, что у тебя красивая девушка, или тем, что ты из хорошей семьи, или местный уроженец-южанин или, наоборот, из Новой Англии, или своей политической или профессиональной принадлежностью, почитаемой престижной, или тем, что ты встречаешься с важными людьми, популярен, имеешь хорошую машину или живешь в престижном районе.

Этот род гордости менее всего типичен для невроза. Для многих людей, со значительными невротическими нарушениями, эти вещи значат не больше, чем для сравнительно здорового человека; для многих других они значат куда меньше, если вообще хоть что-нибудь значат.

Но встречаются и люди, которые вложили в эти престижные ценности столько невротической гордости, для которых они так важны, что вся их жизнь вращается вокруг них, и на потребу им отдаются лучшие силы.

...

Для таких людей только абсолют должно ассоциировать с престижными группами, только абсолют должно связывать с выдающимися институтами.

Конечно, вся их лихорадочная деятельность подвергается рационализации – это "искренний интерес", "законное желание продвинуться".

Все, что увеличивает престиж, может поднять настроение; любая неудача группы в увеличении престижа такой личности или любое уменьшение престижа самой группы провоцирует все реакции оскорбленной гордости.

невротик в глубине души не чувствует себя заодно с группой. Он не считает себя ее частью, у него нет чувства принадлежности к ней – он использует ее для повышения личного престижа." 

 

Конспект подготовила Галина Китаева, январь 2011
Синим выделен текст, введённый мною.

 

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]