• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Декабрь » 16

Воспитывать или выращивать-2. Спасибо Сократу ! *

            Продолжаю цикл очерков об опыте общения с сыном (9 лет, учится во втором классе).

          В течение последнего полугодия я постепенно «отпустил вожжи» - стал использовать в общении с сыном подход, прочитанный и услышанный у Михаила Ефимовича.  «Я считаю, что в школе ты учишься для того, чтобы развиваться. Кому это нужно ? Я тоже считаю, что тебе самому. Лишь бы меня пореже в школу учитель вызывала по поводу твоих двоек и поведения. А дальше прими решение сам - кем ты будешь в жизни».

Первое время мне было слегка не по себе, «заботливая» составляющая внутреннего родителя засомневалась - «как же так, ты и дневник - то у сына не каждую неделю изучаешь, не говоря уж об отсутствии контроля за процессом выполнения домашнего задания ! ». Однако ужасного ничего не произошло, в школу сын ходит с интересом, считает пятёрки достижением, любит математику. Тем более, что активизация профессиональной деятельности в конце года не позволила мне отвлекаться на эти тревожные мысли. При этом эффект от снятия тотального контроля над школьником и предоставления ему возможности самому пробовать силы в решении своих учебных проблем временами бывает довольно неожиданным.

          Так, пять дней назад сложилась следующая ситуация : Паша отказался утром идти в школу, сказал, что до одиннадцатого класса туда больше не пойдёт. Перед этим у него было несколько двоек, в основном за «забыл» и «не взял». Я понимал, что в школе ему достаётся от учительницы, поэтому не критиковал его, а только напоминал, что каждая ошибка в семь раз полезнее успеха. «Думаю, что тебе лучше научиться распределять своё время, задания и вещи сейчас, в девять лет. В двадцать девять будет уже почти невозможно этому научиться».

          Когда он просил о помощи, я помогал, причём использовал элементы сократического диалога — наводящие вопросы. «Папа, сколько будет 36 + 67 ?» Проще конечно ответить «103», но здесь не будет работы для его интеллекта. Поэтому предлагаю Паше ответить на вопросы «Сколько будет 30 + 60 ?», «6 + 7 ?», «Так сколько получается, если к 36 прибавить 67 ?». Интересно, что после одного такого цикла вопросов — ответов он, как правило дальше уже двигается сам без моей помощи. Еще вариант : «Папа, как правильно писать - «берёзка» или «берёска» ?». «А как ты сам думаешь ? » или  «А какое здесь слово проверочное ?».

Если ему нужно какие - нибудь поделки из картона и бумаги делать, работаем в том же духе. «Папа, мне нужно к завтрашнему дню сделать композицию из природного материала». «Дело хорошее (сижу, занимаюсь своим делом, вопросы задаю не вставая).  У тебя цветная бумага есть ? А картон ? А помнишь, вы с бабушкой мешок листьев и шишек насобирали ? Неси. Как думаешь, лучше человечка под деревом делать или улитку ? Человечка ? А клей у тебя есть ? Давай, здесь намазывай...» И так далее. Кстати, в части поделок, я обратил внимание, что многие одноклассники сына приносят аккуратные рисунки, в которых чувствуется взрослая рука, идеально ровные поделки. Вот только, чего в этих поделках больше - стремления родителей понравиться, погордиться своим отпрыском или самостоятельного творчества растущего человека ? Я решил для себя, что пусть его рисунок или поделка будут не очень ровными, зато сделанными самостоятельно. Поэтому своё участие стараюсь минимизировать, помогать только когда просит об этом и когда на самом деле не справляется. Возможно так сын научится сравнивать себя не с другими, я с самим собой вчерашним. И хвалить себя даже за небольшой прогресс. Возможно я и ошибаюсь.

          Но я немного отвлёкся от ситуации - сын не хочет больше ходить в школу. Узнав об этом факте, я особо не расстроился. Порадовался тому, что не расстроился, так как осознал уже, что слияние с ребенком и проживание его жизни - очень тяжелый вариант взаимодействия для обеих сторон. Родственники меня не сразу в этом поняли, а я выразил свою мысль так : «Он для меня не глупый маленький человечек, а человек. Если он принял решение не учиться, значит, есть причина. Это его право. Парень он умный, разберется».

 

Продолжение следует 


С уважением, Алексей Чащихин

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]