- 18.03.2014
- 2759 Просмотров
- 20 комментариев
Друзья! В четверг на прошлой неделе на шестом занятии «Драма одаренного ребенка» мы с участниками группы говорили:
1. Как определять языки любви ребенка.
2. О повторяющихся снах, учились их интерпретировать.
3. О теории активного слушания (сочувствие, психологический слух).
4. Поиграли в ролевые игры на принятие чувств ребенка.
Далее мы изучили автоматические высказывания родителей (материал подготовлен на основе книг Э. Фабер и Э. Мазлиш, Ю.Б. Гиппенрейтер).
На одном из занятий группу родителей попросили написать, как бы они ответили на такую жалобу дочери:
- Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.
Вот какие были ответы: - А ты попробуй подойти к ним первая: может быть, и тебя примут.
- Наверное, ты сама в чём-то виновата. -Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой.
-Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку. -А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.
- Не знаю, что делать. Подари им что-нибудь.
- Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.
- А у вас с ней не было ссоры?
- Брось переживать. Давай лучше поиграем.
Родители очень удивились, узнав, что ни один ответ не был удачным.
Когда будете читать примеры автоматических высказываний, вернитесь в свое прошлое и представьте, что вы ребенок, слушающий вашего родителя.
Пусть смысл этих слов дойдет до вас. Что они заставляют вас почувствовать?
Когда у вас появится ответ, запиши его.
Будучи ребенком, я бы почувствовал___________________
Автоматические высказывания родителей (Заученные со своего детства)
1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!». «Убери!». « Замолчи!». «Быстро в кровать!».
Чтобы больше я этого не слышал! Вынеси ведро!
2. Предупреждения, предостережения, угрозы: Если ты не прекратишь плакать, я уйду». «Смотри, как бы ни стало хуже». «Не придешь, вовремя, пеняй на себя».
3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает!», «Ты должен уважать взрослых». Каждый человек должен работать.
4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…». «Я бы на твоём месте дал сдачи». Почему бы тебе не попробовать…По моему, нужно пойти и извиниться.
5. Доказательства, логические выводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки». « Без конца отвлекаешься вот и делаешь ошибки». «Сколько раз тебе говорила. Не послушалась – пеняй на себя».
6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!». «Опять всё сделала не так!». «Всё из-за тебя!». «Вечно ты!» Зря я на тебя понадеялась.
7. Сравнения: «Почему ты не можешь быть как твой брат? Он всегда делает свою работу раньше времени», «Ева так хорошо ведет себя за столом. Ты никогда не застанешь ее за тем, что она ест руками». 8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса!», «Какой же ты лентяй!» Ну просто дубина. Тормоз! Какой же ты лентяй! Как девчонка!
9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из-за того, что ты…», «Небось опять подрался!», « Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…».
10. Выспрашивание, расследование: «Нет ты все-таки скажи, и что же все-таки случилось?», « Я все равно узнаю!», «Почему ты опять получил двойку?» Ну почему ты молчишь?
11. Сочувствие на словах, угрозы, увещевания: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет»
12. Отшучивание, уход от разговора. Сын: «Знаешь папа, терпеть не могу эту химию и ничего в неё не понимаю».
Папа: «Как много между нами общего! или «Не до тебя!», «Вечно ты со своими жалобами!»
Возможно вы испытывали вот такие чувства: страх, сыд, раздражение, пустоту, вину, обиду, боль и т.д. И все что вы записали, то же самое чувствует и ваш ребенок.
Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребёнок всё это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да ещё полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он чего-то стоит.
С уважением, Анна Кузнецова
Похожие материалы
Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или даже несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать
ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Высказывания родителей, приведенные мной выше в посте, имеют один общий недостаток: оставляют ребёнка наедине с его переживаниями. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребёнку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчёт. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают,что родитель понял внутреннюю ситуацию ребёнка, готов, услышав о ней, больше, принять её. Основа активного слушания - это умение принимать чувства,умение сочувствовать. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что если мне ребенок говорит, что я его передразниваю – то для меня это значит, что я много говорю в данный момент. В следующий раз я его внимательно выслушала, и сын в процессе становился более расслабленным. Из комментария убрала рекомендации по активному слушанию, вы можете их найти в книге А. Фабер, Э. Мазлиш, Ю.Б. Гиппенрейтер |
0
Спам
|
0
Спам
|
Вера, один из множества вариантов, ответ родителя может быть таким: Ты хочешь и дальше дружить с Таней. Тебе обидно, что так вышло.
|
0
Спам
|
0
Спам
|
Да, Ратмир! и у меня тоже бывает, только гораздо реже,чем тогда три года назад
|