• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2014 » Апрель » 17

Психология управления. Жизнь в деле. (Р.)

КРОСС-Екатеринбург
e-mail: nootop@mail.ru
тел. 8(343)2-133-833, +7(965)54-13-411

Приглашаем Вас на занятия...

Проект "Психология управления" я развиваю не один день. Мысленно обращаюсь к нему каждый день и развиваю идеи. Первый цикл жизни продлился почти год. Много опыта было накоплено. Теперь я готов рассказать о втором цикле занятий. Он будет называться просто : "Психология управления. Жизнь в деле" 

Статья рекламная в чем-то. Но сделать ее полностью маркетинговой не удалось. К лучшему это или нет - решать вам.

Итак статья разделена на три условные части. Если вы готовы их осилить и у вас достаточно времени чтобы вникнуть в мои мысли, то добро пожаловать. Поехали.


Мальчик и Тьма. Очерк.

Длительное время не читаю художественную литературу. Больше года держусь на диете. А вообще увлекался всегда фантастикой. Я считал, что этот жанр развивает мою фантазию и только. Пока не стал опытнее...

У Сергею Лукьяненко, россиского фантаста, есть очень популярный роман "Мальчик и тьма".

Главный герой - подросток Данька. Мальчишка, волею своего любопытства и фантастического случая попавший в другой, темный мир. В этом мире нет солнца. Отсюда нет выхода домой, обратно в безопасное детство. Здесь идет война.

Правят тут такие же подростки как и Данька. Взрослые не принимают решений. Есть две враждующие группы людей. "Крылатые" - подростки в костюмах-крыльях сражающиеся за свет. И "Летящие" - люди выбравшие тьму, как телом, так и душой.

Данька вовлекается в противостоянии света и тьмы. И война заставляет мальчишку принимать сложные недетские решения, несравнимые с решениями которые принимает обычный мальчишка.

Тяжелые решения:
1.Убить своего врага. Или позволить ему уйти - ведь враг такой же подросток, пусть и темный.
Данька поступает как настоящий подросток, отпускает врага. Ответственность за такое решение жестока. Свои же соратники, схватили мальчишку и лишили глаз. Наверное и в жизни бывают такие события, в которых принимая те или иные решения мы несем за них ответственность, пусть даже и не справедливую.

2. Позволить другому миру окончательно погибнуть или спровоцировать наступление "Крылатых".
Уже наученный жестокостью этого мира, понимая что справедливости нет, главный герой принимает решение спровоцировать наступление. Но каким образом. Лучшая провокация для войны - это использование эмоций. Даня, под видом врага нападает на мирное население города крылатых. Черный огонь выжигает один из домов города, люди напуганы, разозлись. Страх и жажда мщения сподвигает людей на войну. 
Но в ходе провокации погиб человек. Такова цена решения. И нет ответа - верным ли было это решение или нет.
Нападение провоцирует открытое сражение и приводит к перевесу сил в войне.

3. Убить своего друга, который стал темным или поверить в свои чувства.
Второй раз Данька делает "ошибку, непростительную для взрослого человека" - он верит своим чувствам. Данька решает спасти друга. Темным верить опасно: людьми переметнувшимися к отряду "летящих" управляют не воспоминания и былые чувства, а больше алчность и жажда убивать. 
Главный герой оказывается в ловушке, сам на краю гибели.

4. Вернутся домой  или спасти жизнь друга.
Опять наш герой стоит перед сложным выбором: вернутся домой, к своим близким и к своей жизни; или отдать свое желание на другую чашу весов - спасти своего друга, соратника.
Жизнь дома, "у мамы в тепле". Жизнь спокойная и беззаботная, без необходимости решать кому жить, а кому нет. Без необходимости сражаться. Возвращение в райское тепло. 
С другой стороны - жизнь в жестоком мире, где нет гарантий, где есть война и есть необходимость учится выживать. Но тут есть место настоящей дружбе, есть человек, который даже будучи темным остался верным другом.
Мальчишка делает свой выбор, он прощается со своей прошлой жизнью. Домой дороги уже не будет. Какой бы выбор сделали вы? Данька не вернулся домой.

Вместо резюме.

Сталкивая героя с непростыми вопросами, автор не дает однозначных ответов на них. Мальчик принимает свои, неидеальные решения. Он развивается через сложные события, меняется его взгляд, его отношение к происходящему. Изменения в мышлении Даньки становятся необратимыми. Вчера он был мальчишкой, а сегодня уже взрослый юноша, способный принимать волевые решения и нести за них ответственность.

Не смотря на столкновение с жестокой реальностью темного мира и в целом мрачной обстановкой событий вокруг, у Даньки по мере его движения появляются верные друзья и все необходимые ресурсы для выживания:

  • Сильный союзник в мире тьмы - "Солнечный котенок". Котенок достаточно юн и слаб в начале истории. Слабый солнечный луч, отраженный в зеркале - он смог открыть дверь в темный мир, но не смог открыть обратную дверь домой. Котенок растет силами вместе с главным героем. Как Ангел-хранитель помогает он мальчишке в трудные моменты. 
  • Настоящее зрение - способность, подаренная котенком - способность видеть людей и вещи такими какие они есть, без масок.
  • Лэн - верный друг и соратник готовый идти за главным героем.
  • Настоящий меч - орудие способное сразить "настоящего врага".
  • Настоящий враг - то лицо, чья гибель способна спасти целый мир. Вопрос скорее философский. Кто виноват? И кого казнить? Очень интересный вопрос. Ответ на него в этом романе и он дает мне понимание многих процессов в жизни.

Ресурсы у главного героя появляются не по мановению волшебной палочки или по объяснению умного "Солнечного Котенка". Дружба не складывается на ровном месте. В самом начале истории ни мальчик, ни котенок не знают как им дальше действовать. Опыт появляется по мере проживания серьезных испытаний: принятие решение, принятие ответственности, продолжение своего пути несмотря ни на какие сложности - все это рождается в ходе действий главных героев в агрессивной среде. Основная идея - за все чудеса нужно платить вполне конкретными действиями.

Все вовремя, все к месту, любое событие закономерно и имеет основание быть в этой истории. Думаю Сергей Лукьяненко гениально передал метафору современной жизни. Не приукрасив её ни чем. 

В романе описаны ситуации с которыми сталкивается любой человек. Возможны мы не всегда замечаем эти события, наша защищенность и социальные гарантии делают нас не чувствительным к разного рода надвигающимся кризисам. Кризисы не такие яркие для нас до тех пор, пока мы не столкнемся с ними лицом к лицу. Тем не менее сложные события никто не отменяет и приходится взрослеть.

Примеры из деловой жизни и жизни вообще.

Плавно перехожу ко второй части. Я задумывался: какие процессы из жизни можно назвать сложными, переходными, нестандартными. Напоминающими мне события из книги.

Увольнение.
Я наблюдаю за жизнью, за тем как люди уходят из коллектива. Нельзя сгребсти всех под одну гребенку и сказать, что все увольняются только потому что недооценили вклад на работе или наоборот что все увольняются потому что неадекватно оценивают свои силы. Причин может быть множество и процесс этот скорее более естественный, нежели что-то из ряда вон выходящее.

Другой вопрос когда в коллективе происходит увольнение одновременно двух, трех сотрудников. Здесь я начинаю думать - что идет не так, какие вопросы можно задать и что поменять. Я думаю о том как бы я себя повел на месте руководителя, или как бы повел себя на месте подчиненного.

Вопросы.
Вы наблюдали за этим процессом? Как вы думаете почему люди увольняются? Как удержать сотрудника? И стоит ли руководителю вообще пытаться удержать? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Собеседование.
Второй интересный процесс - это принятие нового сотрудника на работу. Я и сам не раз писал резюме и ходил на собеседования. Один человек - мой руководитель в Мегафон-Ритейл, научил меня базовым навыкам подготовки к нескольким этапам собеседования. В этом процессе опять прослеживается взаимодействие двух и более сторон.

Интересно, что общаясь с людьми которые ходят по собеседованиям, я сейчас замечаю - не делают простых шагов. Возможно не всегда мы мыслим системно. Собесдование для меня - та же продажа. Причем продажа сложная, проходящая в несколько этапов. И продажа двухсторонняя. Кандидат продает свои навыки, а руководитель рабочее место в своем коллективе. И в этой продаже важно продемонстрировать свою способность принимать сложные решения или навык адаптации в новой ситуации.

Честно, я не опытен в этом вопросе настолько, чтобы называть себя гуру. С другой стороны я уже сейчас могу переводить двойные послания как со стороны кандидатов, так и со стороны работадателей. Возможно этот опыт будет интересен.

Вопросы:

Как вы считаете нужно ли готовится к собеседованию? О чем должен рассказать кандидат? Какие вопросы важно подготовить вам, как руководителю занимающимуся подбором персонала? 
Ваш опыт для меня важнее чем какие-либо теоретические изыски.

Деллигирование задач.
С чем еще столкнулся в деловой жизни. Так это… Нет не с деллигированием задач. Позвольте мне быть скромным - я разбираюсь не в том как деллигировать задачи, я разбираюсь в том как мыслят люди, как им проще взаимодействовать с окружающими, я умею это отслеживать и в своем поведении и в поведении окрцжающих. Что это дает мне. Я вижу точки напряжении в общении с другими людьми, вижу как человеку легче действовать, а как сложнее. Все зависит от предрасположенности человека и проявляемых им способностей. Плюс позаимствую у Литвака технологию психологической диеты, согласно которой человек должен в день положительные эмоции в соотношении 7:1 (семь к одному). То есть предполагаю, что определив ведущие способности своего сотрудника, важно дать сотруднику семь задач развивающих его основные способности и одну задачу, которая сложна для сотрудника, вызывает страх. Эта задача должна развивать его как специалиста в той сфере в которой он работает, задевая те способности, которые менее развиты.

Баланс простой и на мой взгляд около этого баланса полезно находится всем нам. Если будут одни положительные эмоции то они быстро приводят к скуке. Если одни отрицательные - человек перегреется. А  вкусу нам приятно когда блюдо вкусное и в тоже время с перчинкой, или с кусочком лимона. Небольшое количество оттеняет нашу жизнь, делает ее контрастной.

Интуитивно я и сам сейчас придерживаюсь этого баланса: каждый день я стараюсь делать хотя бы одно или два действия, которые новые для меня и вызывают страх или тревогу (те самые отрицательные эмоции).

Вопросы:
Как понять какую работу способен выполнить ваш сотрудник? Какие задачи уже можно ему дать, а какие давать стоит под контролем? Вам нужны правила или вы желаете попробовать распределить обязанности на практике и получить обратную связь? Как влияют сложности на вас, а на ваших подчиненных?

Кризис.
Теперь о самом интересном. Жизнь на мой взгляд прекрасна тем, что всегда способна смешать карты. Мне нравится поговорка: "Хочешь насмешить бога, расскажи ему о своих планах". В последнее время я часто ее вспоминаю. Поговорка проявляется в мелочах, например: Договорился с клиентом вчера на продажу по одной цене и уже потирвл руки от взаимовыгодной сделке, а сегодня клиент изменил свое решение. Вот тебе и мини-кризис.

Пример конечно простой. Но в целом от крупных неприятностей отличается только масштабами. А ведь в жизни мы так и живем - опираемся зачастую на замки в облаках:

  • На стабильное рабочее место. Недавно узнал из беседы, что одну девушку просто вынудили уволится при выходе из декрета),
  • На отношения. Он настоящий друг, она верная жена, он верный сотрудник, он надежный партнер. Однажды от меня ушла моя любимая. Недавно мои отношения с партнером по делу изменились в денежном соотношении дохода. Да я и сам менял отношения не раз. Наверное я и не думал, что для партнера это может быть своего рода кризисом
  • Мы надеемся на количество денег в кармане - этот замок рушится во время дефолтов. А трещины дает, когда у нас что-то крадут. За этот замок вообще опасно цеплятся. Некоторые люди геройствуют ради спасения "своих денег", как ради самих себя и иногда погибают.

Это и есть кризисы, те ситуации к которым мы не готовы, когда идет все не так, как мы расчитывали.

Вопросы.
Что же делать? Обижаться на реальность или готовится к кризисам? А можно ли использовать кризисы и как это делать?

Выход из коллектива.
Один из сложных моментов, это переход из одной группу в другую. Рано или поздно мы выходим из привычного окружения и сохдаем себе новое переходим. Подобно тому как мы выходим из родительской семьи и создаем свою. Так и из своего производственного коллектива мы выходим, чтобы создать свой коллектив.

Что я тут заметил. Процесс выхода, это тоже процесс и его важно прожить его полностью. "Почему?" - спросите вы. А ответ на этот вопрос я хочу дать вам  в конце цикла жизни одной группы.

Вопросы.
Как вы завершаете отношения - производственные, личные, семейные? Что это вам дает?

 

И еще...

Пожалуй это не все ситуации, которые можно назвать сложными как в обычной жизни, так и в деловой. Я думаю мы еще столкнемся с различными сложностями и сумеем с ними разобраться. Но на примере книги "Мальчик и тьма", я точно скажу вам тот вывод, который сейчас прожил сам:

По сути управление коллективом, сводится к управлению одним человеком - собой.


Итак. Я думаю можно перейти к организационной части:

Я много чего могу рассказать, написать в статьях, побиться в интернет-переписках пытаясь убедить кого-либо в своих убеждениях и выводах. Но это уже не мой уровень.
 
Не в моей зоне опыта пока еще все детали управления коллективом. 

В моей зоне опыта - представление о многих деталях жизни коллектива. Это я сейчас уже могу вскрывать многие процессы происходящие в группе. В этом моя сфера профессионализма.

Своим опытом я готов поделиться с вами в новом цикле занятий

"Психология управления. Жизнь в деле".

Нас уже шесть человек в группе. Группа формируется. Максимальный количество участников в группе 12 человек. Присоединяйтесь и вы. После старта первого занятия группа будет закрытой и попасть в нее при желании будет непросто, но возможно.
 
Жизнь в деле. Это уникальный проект на 6 месяцев - на 6 занятий, в течение которых мы будем погружаться в реальные ситуации из жизни коллектива, мы будем рассматривать наши способы взаимодействия друг с другом. Мы будем учится работать и жить в сложных ситуациях.  Сможем дать друг другу новую точку зрения. Мы сами накопим новый, совместный опыт. 

Темы занятий:

  1. ​Увольнение. Уже пережили на прошлом занятии.
  2. Собеседование. Принятие в коллектив, поиск нового сотрудника.
  3. Адаптация. Процессы адаптации. Поведение в ситуации отсутствия опыта.
  4. Кто есть кто. Знакомимся с ролями в коллективе. 
  5. Делегирование задач. Знакомимся с ведущими способностями человека.
  6. Кризисы в коллективе. Столкновение с реальностью.
  7. Выход из коллектива. Завершение отношений.

Готовы принять участие? Тогда подробности ниже.

Ведущий и участник группы - Ратмир Саяхов, тренер клуба Кросс.

Место и время второй встречи.
24 мая 2014 года. Место уточняется.

C 10:00 до 19:00

Регистрация

 
P.S. Статья получилась огромной, неоднородной. В ней было задано много вопросов. Есть реклама и приглашения. Вне зависимости от объема, если вы прочитали всю статью, я предлагаю вам поделиться своим взглядом на описанные ситуации, на заданные вопросы. Регистрируйтесь, пишите комментарии, замечания.

 

Ратмир Саяхов 18.04.2014

7 Евгения  
Вы наблюдали за этим процессом? Как вы думаете почему люди увольняются? Как удержать сотрудника? И стоит ли руководителю вообще пытаться удержать?
Очень хочу поделиться!
Вот уже несколько лет подряд во второй половине года наше предприятие начинает лихорадить - программы снижения затрат требуют введения режима неполного рабочего времени, т.е. и работать меньше, но и денег, соответственно, меньше.
Те, кто не согласен увольняются как по сокращению - т.е. с выплатой 2-3 месячного пособия.
Для одной из сотрудниц моего отдела это был хороший шанс - она уже подумывала об увольнении (по состоянию здоровья).
За день до Часа Х о решении уволиться сообщила еще одна сотрудница, занимавшая ключевую позицию.
Я сказала: "Это твое право", и приняла заявление.
В первые несколько минут мысли лихорадило.
Сотрудница начала ставить условия: "если вы гарантируете мне то-то и то-то, то я соглашусь проработать еще две недели".
Я сказала, что гарантия в этом мире может быть только одна - что мы все когда-то умрем, поэтому ей лучше уволиться сейчас.
Благодаря ее уходу я вникла в большее количество дел своих подчиненных, создала электронные автоматизированные отчеты, что позволило снизить затраты раб.времени, а высвобожденный ФОТ направить на увеличение зар.платы оставшихся сотрудников.
Не знаю как она оценивает эту сутуацию, но для отдела это обернулось благом.
Считаю, что останавливать нужно только в крайнем случае. А дальше... Либо задумываться как же все-таки мотивировать этого (хотя, если человек однажды принял для себя возможным уйти, то это повториться позже), либо максимально подготовиться, чтобы его уход не стал трагедией.
Хотя... случаи разные бывают. И сотрудники тоже. Кого-то нужно отпустить, кого-то можно не держать, кого-то надо гнать, а за кого-то держаться. Но последних, как правило, очень не много.

8 ramzesone  
Интересный опыт и наблюдения.

Даже хочу переформулировать свой вопрос. Наверное на вопрос: Как может повести себя руководитель, в случае увольнения одного из своих сотрудников?

2 chernyshova__olga  
И ещё хочется добавить про совсем не детский роман Сергея Лукьяненко. Думаю ты читал его "Лорда с планеты Земля", этот роман связан с "Мальчиком и тьмой". Если их читать по очереди, начиная с "Лорда", можно больше узнать про главного героя второго романа.

4 ramzesone  
Я читал про лорда с планеты Земля. Там есть упоминание про Даньку. И есть по-моему целый сюжет посвященный мальчишке. Но в деталях не помню особенностей его роли именно в этом цикле книг...Напомни пожалуйста;)

5 chernyshova__olga  
Данька-это один герой обоих романов, в "Лорде" ему 12 лет и ему приходится пережить приключения в Космосе со Своим другом Сергеем и потерю памяти. Он открывает главную тайну Храмов.  В "Мальчике" Даньке 14 лет , в один из решающих моментов ему снится его друг Сергей в черном костюме и он просыпается в слезах. Он вернулся домой. Он стал великим художником.

6 ramzesone  
Да действительно. В нескольких книгах разложена судьба одного мальчишки. Я и не задумался об этом. А художником он стал - это символично. И вполне в стиле Лукьяненко

1 chernyshova__olga  
Ратмир, очень интересно было читать статью! Почему-то твои статьи всегда вызывают отклик в моей душе. Ты задаешь вопросы. Мне хочется ответить. Сначала про увольнение. Я уже писала, что работала в аптечной сети 10 лет. На протяжение последних 5 лет из организации уходили самые лучшие сотрудники - те кто работал на ключевых местах (заведующие, провизоры с большим стажем и опытом),а те кто не увольнялись - начинали болеть. На мой взгляд,это связано с позицией директора. Когда я пришла в организацию - мне нравилось, что работы очень много, плюс шел рост по карьерной лестнице и зарплата была нормальная, но потом, когда я достигла своего пика, мне уже было не интересно ходить по аптекам на подработки, да и организм не справлялся с нагрузкой; а давление со стороны директора продолжалось, зарплата стала ниже по сравнению с другим организациями. Возникли мысли об уходе. Я думаю меня можно было мотивировать -снизить рабочую нагрузку, повысить зарплату. Я озвучивала свои мысли, меня не захотели услышать. Мой пример не единичный случай в данной организации, вместе со мной ушли ещё два провизора. В общем такое отношение стало системой. На смену опытным, зрелым специалистам приходят очень молодые сотрудники, порой совсем без образования Качество услуг соответственно страдает, страдает репутация. Постепенно этот ком нарастает. И второе, что мне хотелось озвучить -про выход из коллектива. Думаю, что не стоит оставлять после себя руины отношений, стоит сотрудничать с людьми и говорить спасибо за многие годы совместной работы.

3 ramzesone  
Очень интересно. И приятно что статья вызывает отклик.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]