- 23.08.2010
- 2900 Просмотров
- Обсудить
Любой человек, начавший свое дело сталкивается со множеством ситуаций, когда выбор нудно делать быстро и четко. Не всем нам дано умение принимать решение быстро и правильно. Правильно тут ключевое слово. Объясню ниже.
Раньше я мог по полчаса ковыряться в меню, выбирая, что заказать. В магазине я изводил продавцов, выбирая себе вещь, а потом обязательно приходил на следующий день, что бы поменять то, что я купил вчера на то, что я вчера целый час мерил, но так и не решился купить. А вопросы типа «Какую? Синюю или красную?» могли меня ввести в волевую кому.
Пока есть выбор всегда будет сложно принять решение. И на самом деле не важно, с чем он связан. Выбираете ли вы пирожное в магазине или решаете на ком жениться. Мозг работает одинаково. Тогда почему же некоторые люди могут выбрать пирожное не испытывая при этом напряжения, а сделать более серьезный выбор не получается?
Еще в семнадцатом веке известный математик Бернулли дал нам самый лучший способ выбирать. По его формуле ценность любого события определяется как вероятность его наступления, умноженная на выгоду этого события. Если вам предложат сыграть в жребий по подбрасыванию монеты за $4, и в случае, если выпадет загаданная вами сторона, вы получите $10, то нужно соглашаться. Вероятность того, что выпадет ваша сторона 0,5, в этом случае вы получите $10. 0,5х$10=$5, а заплатить за этот шанс вам нужно лишь $4. Выгода очевидна.
Но даже имея этот весьма эффективный инструмент, мы все еще не можем принять правильное решение, и как безвольные бараны смотрим на новые ворота, сомневаясь, брать или не брать, жениться или нет. Дело в том, что решение всегда связано с выбором. А выбор это всегда сравнение.
Допустим, вы в большом магазине выбираете телевизор. И вот – ваша мечта – модель, которая вам понравилась по набору функций и цене. Но полки в таких магазинах не кончаются так быстро, и вот за вашим выбором стоит еще одна модель с таким же набором функций, но на $100 дешевле. Полезность предыдущей модели в ваших глазах сразу померкла. Модель, которая вас устраивала по цене и качеству, вдруг стала дороже для вас на 100 долларов, при этом, не изменив не одного своего параметра. Рядом с ней лишь появилась другая модель, более дешевая.
Как сделать выбор? Все просто. Если вы не собираетесь покупать сразу два телевизора,
то тогда не имеет значения, какой из них вы возьмете. Все равно в вашей
гостиной будет стоять он один, а другого рядом не будет. Не с чем будет
сравнивать его звук и качество изображения, они автоматически становятся
абсолютными. Значит, не имеет никакого значения, какими функциями
обладал второй телевизор. Поэтому для того что бы выбрать что-то, нужно
лишь ограничить свой выбор, отсеяв те варианты, которые не подходят по
заданным параметрам. Или проще говоря - отказаться от выбора.
Я очень долго искал офис.
Я просматривал по несколько вариантов в день и ни один из них меня не
устраивал. Этот слишком дорогой, этот слишком обшарпанный, этот слишком
далеко. Пока я думал, дело стояло на месте. Я
постоянно сравнивал все варианты с тем, что у меня был в запасе. (Там
собирались делать ремонт, и я думал, что это отличное предложение за
хорошие деньги.) Сравнивая все последующие варианты с ним, я лишь
подтверждал свой выбор. Но вот арендодатель сказал, что офис сдан. Меня
даже не оповестили об этом, это всплыло в одном из бесчисленных
разговоров. Эталонный вариант исчез, так же как и
исчезла надежда на этот вариант, которая мешала действовать. Вопрос,
который решался месяц, решился за два дня. Следующий же офис, который я
увидел, стал моим окончательным выбором. Человек может действовать на удивление быстро и эффективно, если у
него отнять надежду. В данном случае сравнение тормозило принятие
решения. Вернее его тормозило желание выбрать оптимальный, а значит "правильный" вариант.
Вот мы и подобрались к этому ужасному слову "правильный". Проблема выбора связана и с поиском "правильного" варианта (читай идеального). Правильного во всех отношениях - варианта, который бы был, выгоден по цене, по благам, которые он может дать, чтобы нравился не только мне, но и окружающим меня людям (чтобы все восхищались, или одобряли мой выбор и т. д.). В погоне за этими бесчисленными "правильными показателями" мы забываем что мы ищем. Стараясь произвести впечатление на гостей, мы выбираем, телевизор в два раза дороже и в три раза шире. Стараясь понравиться противоположному полу, девушки выбирают туфли на размер меньше. Мы забываем для чего нам результат выбора нужен - для себя! А следовательно, этот самый результат должен отвечать только моим параметрам и ни чьим больше. То есть правильного выбора нет. Правильный выбор - это выбор лучший для меня.
Как происходит выбор у обычного человека. Он ищет до тех пор пока не изведет себя и окружающих. Нам нужно обежать все магазины города, чтобы убедиться что вещь стоит наименьшее количество денег. Нам нужно "передружить" с большим количеством партнеров, чтобы понять, что именно этот нам подходит по своим "параметрам". На чем тут основан выбор? На без альтернативности. Пройдя все магазины, мы понимаем, что ниже цены нет, и покупаем вещь, если, даже она нас не устраивает по цене - "дешевле-то все равно не найти". Мы женимся на нелюбимых людях, потому-что - "она лучшая, из тех с кем я встречался". То есть для того, чтобы сделать выбор, человеку нужно осознать безальтернативность этого выбора. То есть убрать саму возможность выбирать.
Что бы принимать решение быстро, нужно избавиться от выбора. Ведь если вы хотите есть, а вокруг на милю нет ни одной закусочной, вы возьмете все, что вам предложат из съестного, не думая и не сомневаясь.
Устраниться от выбора можно легко даже в огромном гипермаркете. Для этого нужно решить, какой ВАМ результат нужен, найти вариант, отвечающий этим условиям, и сделать свой выбор, не сравнивая его с другими даже в вашей голове.
С уважением, Антон Маркин.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.