- 11.09.2011
- 3664 Просмотра
- Обсудить
Почему воруем, даже когда полный карман денег?
09.09.2011
Вот письмо из Калужской области. Оно, на первый взгляд, о самой обычной жизненной ситуации. У пенсионеров-дачников засорилась скважина - настоящая артерия жизни в заброшенной деревне, где как выглядят обычные колодцы с ведром на цепочке забыли уже давно.
Воду качают мотором. Цивилизация, которая в случае поломки насоса оборачивается полном средневековьем: ни помыться, ни постирать. Специалистов по очистке скважин нашла дочь пенсионеров через Интернет.
Приехала бригада и за полчаса и двадцать тысяч рублей привела в порядок "жизненную артерию". Молодые люди в форменных комбинезонах оказались словоохотливыми: много рассказывали о своей весьма востребованной на период бурного коттеджного строительства работе, о том, что на днях бурили скважины для Оптиной пустыни, аж 17 штук! Это к тому, что репутация у них наивысшего качества. Дачники только одобрительно ахали: и вежливые, и по выходным вкалывают, хорошие деньги получают - не пропивают. Впрочем, кончилось это знакомство, как ни странно, печально: "бурильщики" вернулись в деревню ночью и обворовали пенсионеров.
В своем недавнем интервью отец-основатель "МММ" Сергей Мавроди втолковывал обворованному им обществу: "Как тут не воровать, если заходишь в комнату, полную денег, лежащих огромными штабелями, от пола до потолка, или просто сваленных в кучу...?" Если не считать, что денег у Решетниковых из Калужской области столько же, сколько у большинства российских пенсионеров, то, с точки зрения Мавроди, действовали "специалисты по чистой воде" вполне логично: посмотрели вокруг и увидели - валяется разный дачный инструмент, электропила, бензокосилка, почему не взять? Купить все это в магазине людям с зарплатой гораздо выше среднего в голову не приходит.
О воровстве как стиле жизни и синдроме Шуры Балаганова мы говорим с известным психотерапевтом Михаилом Литваком.
Российская газета: Можно по-человечески оправдать бомжа, который ворует потому, что хочет есть. Но понять молодых, здоровых и небедных, обчистивших стариков, трудно...
Михаил Литвак: К слову, таких, кто придерживается точки зрения Мавроди, то есть точно возьмет то, что плохо лежит, у нас процента два. Герой Ильфа и Петрова Шура Балаганов, как известно, попался на воровстве, когда при нем была куча денег. Когда человек имеет все необходимое, но продолжает зариться на чужое, это говорит о привычке. Шура так и объяснял свой поступок: взял "машинально". Привычка воспитывается в семье, очень ненавязчиво, на личном примере родителей, которые иногда воруют неосознанно. Как это выглядит? Проехать лишнюю остановку и не заплатить, бесплатно пообедать в столовой, где работаешь охранником, принести с работы чистой бумаги или использовать в личных целях принтер на службе... Ну разве вы осознаете, что воруете, когда не возвращаете приятелю занятую мелочь?
Но неосознанное воровство, увеличиваясь в размерах, скорее всего станет осознанным, войдя в привычку. Самый невинный воришка в конце концов будет красть ради прибыли.
Беда еще состоит и в том, что у нас часто воровство может быть уголовно наказуемо, но общественной моралью не осуждаться. Это прежде всего кража у государства. Она воспринимается часто как возврат ранее отнятого, восстановление справедливости. Вспомните, как часто рассуждают ваши коллеги: платят мало, компенсирую хотя бы бумагой (продуктами, стройматериалами и т.п.)
РГ: Воровство, к несчастью, приобретает романтический ореол, становится психологическим фетишем, на который молятся. В последнем фильме Киры Муратовой "Мелодия для шарманки" показано, как "золотая молодежь" ворует в супермаркете.
Литвак: Возбужденная толпа соревнуется в ловкости налетчиков, получая от игры в воровство не хватающие впечатления и эмоции. На самом деле их можно только пожалеть: ничего увлекательного в жизни, видимо, у "налетчиков" нет. Так же как жалко женщину, которая в отсутствии любви читает дешевые любовные романы.
РГ: Раз уж заговорили о книгах, то хочу спросить: а не вернуть хорошую книгу - это воровство? Среди нашей интеллигенции такое довольно часто бывает...
Литвак: Да, я думаю, что хорошую книгу вам друзья постараются не вернуть. Ведь дружба - это сходство интересов. А раз вам эта книжка нужна, то, значит, она необходима и вашему приятелю.
РГ: Что же, не давать книжки читать? Но ведь это отечественная традиция: собирать домашние библиотеки и делиться книгами с друзьями.
Литвак: Совет психотерапевта: не отдавайте хотя бы те книги, которые часто перечитывали, да еще и делали в них пометки. По ним человек умный легко восстановит ход ваших мыслей. Книга с подчеркиваниями раскроет всю вашу суть, вашу душу. А готовы ли вы раскрыться перед посторонним человеком? Никогда не расставайтесь с так называемой настольной книгой. Это путеводитель по вашей жизни.
РГ: Кроме интеллигентной манеры оставить у себя понравившуюся книжку, что еще не осуждает наше общество?
Литвак: В порядке вещей не возвращать друзьям небольшие суммы денег. Причем вспомните, сколько усилий над собой вам приходится приложить, чтобы подойти к должнику и напомнить: ты мне должен сорок рублей. Прослывешь крохобором. Хотя пытался вернуть свое. Между тем психика человека так устроена, что суммы, которые ты не возвращаешь, обязательно будут расти.
РГ: Какое воровство вы никогда бы не простили?
Литвак: Воровство времени. Это самый частый и опасный вид воровства. Хронофагией обычно занимаются застенчивые люди, которые, к примеру, стесняются задать вопрос на лекции, зато потом атакуют лектора и долго его не отпускают, требуя внимания.
Очень часто мы осуждаем приятеля, который не хочет прийти в гости "пообщаться". Но он вправе расходовать свое собственное время так, как считает нужным.
Часто воровство времени выглядит как своеобразный "бартер". Один мой знакомый психотерапевт рассказал забавную историю. Стал его подвозить после занятий один молодой человек. Пока ехали - беседовали. Вскоре "таксист" вообще перестал посещать платные занятия доктора, но добился фактически индивидуальных консультацию по дороге до дома.
Материал подготовил Антон Федоров.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.