• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Май » 5

КОНФЛИКТОГЕНЫ: как создать конфликт?

Конфликтогены 

   "Один мой знакомый системный программист удивлялся, почему на его письма коллеги-программисты не хотят отвечать. Я посмотрел его послания, вижу такое начало письма: " Ещё раз объясняю вам концепцию backups/editings..." 
Переведите: "Для бестолковых объясняю еще раз..."  
Это - конфликтоген. Вы можете не замечать конфликтогены, когда допускаете их в чью-то сторону, но те, с кем вы так разговариваете - их замечают.
Еще как замечают. И реагируют так, что начинаете замечать уже вы...

   Другая история. Умному и талантливому парню 18 лет, его только что уволил с работы его шеф всего за одну фразу во время обсуждения. Фраза, в которой было его возражение шефу, начиналась с "Я считаю, что..."
Заметьте: "Я считаю", а не "Мне кажется, мне думается..." Такой оборот в разговоре с уважаемым шефом - конфликтоген.  
Может быть, шеф и погорячился, но мораль ясна: конфликтогены делают нашу речь конфликтной. 

   Конфликтоген - коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях. Образно - коммуникативный укол или удар. 

   Адресный и намеренный конфликтоген - конфликтный посыл. Фразы, собранные из конфликтогенов - фразы-ежики. Смотри Фразы-ежики в обсуждении разногласий. 

   Чтобы не допускать конфликтогены, их полезно знать "в лицо".

Типичные коммуникативные конфликтогены: 

* Оскорбления, грубость, насмешки, язвительнось 
* Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)
* Оправдания, Игра в дурика. Я не знал ( в смысле сам дурак)  

   Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться - это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует - конфликт. 

* Давление и запреты (Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
* Негативные оценки, обесценивание (Ага, ну да, конечно! Щаз! А еще чего? Морда не треснет? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
* Возражения, несогласие. (Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.) Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил - конфликтоген.
* Категоричность, особено с обобщениями (Все мужики-бабы сволочи!, Нет! Ничего подобного! )
* Позиция превосходства, нравоучения, (На самом деле. Естетственно. Очевидно. Конечно. Я уже про это говорил.).
* Юмор на человека (Все вариации на тему Ты - смешной!)
* Перебивания, пренебрежение Фразы: «Перестань! Изыди! Достал!»
* Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
* Игнорирование, саботаж
* Безразличие, отдельность, эмоциональная холодность (грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.) 

Поведенческие конфликтогены

   Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки. 

* Помеха. Вы чего-то своего достигли и помешали человеку рядом достичь желаемого - конфликтоген.
* Необязательность. Договаривались - не сделал.
* Нарушение правил приличия. Не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам… 

Как учиться бесконфликтности

   Умению вести себя бесконфликтно стоит учиться. Здесь оказывается полезным: 
Записать, выучить и забыть

   Выписываете список самых популярных конфликтогенов - для начала тех, которые вы употребляете чаще всего, например «Нет», «Ничего подобного», «Объясняю…». Распечатываете лист А4 с этими конфликтогенами (или ставите их на рабочий стол компьютера, или в качестве заставки на телефон - главное, чтобы всегда на виду!) - и учите их наизусть. А потом отслеживаете на неделе. 

   За допущенную конфликтную фразу или оборот себя весело наказываете: например, приседаете 10 раз. Или щелкаете по канцелярской резиночкой, предусмотрительно надетой на руку, Или платите кому-то некоторую сумму денег. Дополнительно можно договориться с друзьями, чтобы они тоже отслеживали конфликтогены в вашей речи. 

   Важно, чтобы штраф следовал тут же за конфликтогеном - не отсроченно. Для начала лучше брать не более 3-х конфликтогенов. Когда научитесь обходиться без них - берите новые. Главное помнить, что конфликтогеном может стать и синтонная на первый взгляд фраза, которая сказана не к месту. Так что внимательней, и за дело! А главное - не халтурить! 
Видео

   Полезно просматривать с друзьями видеофильмы и анализировать фрагменты на предмет конфликтогенов. Известные фильмы, интересные в этом отношении: «Тот самый Мюнхгаузен», «Чего хотят женщины». 
Следить за окружающими

   Полезно отслеживать конфликтогены у окружающих. В первую очередь - перебивание, возражения и категоричность. 
Отрабатывать вчувствование

   Конфликтогены мало выучить, надо научиться чувствовать, что в данной ситуации для данного человека может оказаться конфликтогеном. Конфликтной может оказаться неподходящая к ситуации эмоция или мимика, конфликтогеном может стать даже самая тактичная фраза, оброненная в неподходящий момент. К конфликту может привести даже внутренний текст. Синтонно ли звучит фраза: «Вы такой хороший», наложенная на внутренний текст "Все вокруг сволочи!"?) 

   Чтобы быть точнее и реже ошибаться, отработайте вчуствование и приучите себя в любом общении, прежде чем что-либо сказать или выразить, примерить - как это будет воспринято собеседником, что он при этом почувствует. 
Писать тексты!

   Пишите письма друзьям и знакомым. Сочиняйте речи для выступлений (на фирме или Клубе Ораторов). Прежде чем поговорить с шефом, например, о сложившейся трудной обстановке в отделе или, напротив, о повышении зарплаты, имеет смысл свой текст вначале прописать. И показать коллегам с просьбой проверить, насколько он понятный и нет ли там ненужных конфликтогенов. 

   Со временем речь становится все более плавной и послушной, фразы-конфликтогены исчезают сами по себе."

www.psychologos.ru/Конфликтоген

 

2 Галина_Китаева  
0
Пожалуйста!

1 Olga-Leo-Li  
До чего же полезная статья! Сколько конфликтогенов рядом. Неудивительно, что бывают ссоры. Думала - из-за ничего, на пустом месте. Ан нет, причина есть еще какая. Приступила к очищению речи.
Галина, СПАСИБО за дельную рекомендацию по отработке опасных слов!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]