Меню
Назад » » » 2013 » Март » 13

О книге А. Миллер "Драма одарённого ребёнка" (Шадина М.Е.)

По мотивам статьи Кирилла Борецких "Ужас 8 марта"

 

Драма одаренного ребенка. А. Миллер.

 

Книга Алис Миллер " Драма одаренного ребенка"

         Эта книга появилась на свет около 20 лет назад. А. Миллер работала психоаналитиком на протяжении 20 лет, долгое время была членом Швейцарской и Международной психоаналитических ассоциаций. Ее система представлений и практик представляет собой  своеобразный синтез психоанализа и гуманистической психологии.

      Книга А. Миллер посвящена отнюдь не одаренным детям и их родителям в традиционном понимании слова «одаренный», она адресована всем детям и всем родителям. "Для чего же мне читать эту книгу?, - подумаете вы, - ведь я вряд ли смогу позволить себе курс психоанализа, это дорого”. Это так, но книга позволит вам серьезно задуматься, проанализировать и  лучше понять себя и собственную жизнь, заглянуть в подсознание. И тогда вы сможете найти объяснение многих своим чувствам и поступкам.  

       Наряду с психотерапией, существует психологическая культура.  Эта книга позволяет  узнать нечто, чтобы быть более культурным в психологическом отношении. Знать – это уже очень много. Если теперь я узнаю о драме детства, я   сделаю все возможное, чтобы мой ребенок рос свободным  и мог испытывать  эмоции и чувства, не подавляя их.

              "Драма одаренного ребенка состоит в том, что его поведение, его переживания и сама его жизнь могут оказаться (и, как правило, реально оказываются) всего лишь средствами, обслуживающими те или иные потребности его родителей. Собственная жизнь ребенка как таковая становится при этом исключительно «жизнью для...»”.  За свое правильное поведение он получает «любовь», «похвалу», «заботу», «внимание» родителей. Вместе с этим он утрачивает свою  собственную жизнь, свои переживания – утрачивает самого себя. Книга А. Миллер возвращает нас в детство.  Главная цель такого возвращения – переживание и осознание тех чувств, которым в свое время было отказано в праве на жизнь.

         Мы не можем изменить наше прошлое, но мы можем изменить себя, «восстановить» свое Я и вернуть утраченную внутреннюю целостность. Мы можем сделать это, внимательно проанализировав сохранившиеся в нашей памяти события прошлого и глубже осознав их.  Это тяжело и неприятно. Но взамен мы получаем освобождение.

        Многими людьми движут лежащие глубоко в бессознательном детские  воспоминания, чувства и потребности, психические травмы, которые определяют почти все их поступки, и так будет до тех пор, пока неосознанное не станет осознанным.

          В ситуациях, когда  люди  не могут соответствовать идеальным представлениям о том, какими они должны быть, их мучают

- страхи,

- чувство вины и стыда,

- тяжелые депрессии и

- потеря смысла жизни.

А. Миллер характеризует это "как трагическую потерю собственного Я (или самоотчуждение). Истоки этих явлений лежат в далеком детстве.”

 При описании присущей детству таких людей психологической атмосферы  А. Миллер  руководствуется  следующими постулатами.

1. Ребенок с самого начала желает, чтобы его уважали и воспринимали всерьез, таким, какой он есть.

3. Ребенок способен расторгнуть свой эмоциональный симбиоз с матерью и постепенно начать независимое существование лишь при наличии атмосферы уважения и принятия его чувств родителями.

4. Предпосылки для здорового развития ребенка могут возникнуть лишь в том случае, если его родители сами выросли в здоровой атмосфере. Тогда у него появляется чувство защищенности, способное породить доверие к себе.

5. Родители, в детстве жившие в другой атмосфере, сами  всю жизнь ищут людей, которые живут их интересами, полностью понимают их и серьезно к ним относятся, ибо их родители таковыми не были.

 

Определенный тип отношений с родителями накладывает  отпечаток на дальнейшую судьбу человека.

Возьмем в качестве примера чувство одиночества.  Ребенок одинок. И не потому, что его родители жестоки, а потому, что "они сами когда-то испытывали те же чувства, имели те же потребности и, в сущности, остались детьми, ищущими тех, кем можно по-своему «владеть», чье поведение предсказуемо. Ибо, как ни парадоксально это звучит, ребенком родители могут «владеть».  Родители могут воспитать его таким, каким они хотят его видеть. " Если женщина в детском возрасте была вынуждена скрывать свои потребности и чувства от матери, то рождение собственного ребенка даст импульс дремлющим в глубинах ее бессознательного потребностям. Ребенок это сразу почувствует, но очень скоро тоже научится вытеснять свои собственные ощущения в бессознательное.

     Таким образом, ребенку нелегко выражать собственные чувства. Это порождает неразрывную связь с родителями. Он не может положиться на собственные чувства, он "так и не набрался нужного опыта, не знает своих истинных потребностей и в высшей степени чужд самому себе.  И в зрелом возрасте оказывается зависимым от людей, замещающих для него родителей. Этими людьми могут быть партнеры, товарищи и прежде всего  его собственные дети.”  Многие, пережив жестокое обращение, начинают так же обращаться с другими и тем самым сохраняют для себя образ идеальных родителей.

       Взрослый человек способен на искреннее проявление чувств, только если в детстве у него были родители, способные понять его. У каждого ребенка есть естественная потребность быть вместе с матерью, быть понятым ею и воспринятым ею всерьез. Он также вправе претендовать на уважение. В первые же недели и месяцы жизни ему нужно общение с матерью, нужна ее помощь.

           Есть дети, которые никогда не могли свободно выражать такие элементарные чувства, как недовольство, злость, гнев, боль, радость от ощущения своего тела.

         Нам, взрослым, не нужна безусловная любовь, даже со стороны психотерапевтов. Это исключительно детская потребность, и такую любовь человеку можно дать только в детстве.(Прим. - это мнение автора. В системе М.Е. Литвака, в трансактном анализе, мы считаем что  во взрослом возрасте человек так же может получить безусловную любовь, и от других людей, и от самого себя. Для того, что бы научиться этому, приходите на семинар М.Е. Литвака "Лечение любовью" 8 и 9 июня 2012 года. Китаева Г.С. )

              "Сильные эмоциональные переживания вызывают катарсис  не только потому, что измученный организм требует «разрядки» эмоций, оставшихся с детства в бессознательном. Самое главное, что такие переживания избавляют нас от иллюзий, а зачастую и окончательно исцеляют от неврозов. "

Шадина М.Е. психолог, психотерапевт

http://www.b17.ru/article/5989/

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]