- 16.08.2013
- 5250 Просмотров
- Обсудить
Все конспекты К.Хорни "Невроз и личностный рост" - здесь...
= = =
"...окружающие ребенка люди слишком глубоко погружены в свои собственные неврозы, чтобы любить ребенка или хотя бы думать о нем, как об отдельной самобытной личности;
их установка по отношению к ребенку определяется их собственными невротическими потребностями и реакциями.
* Проще говоря, они могут быть
подавляющими,
гиперопекающими,
запугивающими,
раздражительными,
сверхпедантичными,
потакающими,
неустойчивыми,
придирчивыми,
равнодушными,
могут иметь любимчиков в ущерб другим детям и т.д.
Обычно дело не в какой-то одной их черте, – налицо целый букет неблагоприятных факторов...
В результате у ребенка развивается не чувство принадлежности, не чувство "мы", а острое ощущение незащищенности и мрачные предчувствия, для определения которых я использую термин базальная тревога.
Это чувство изоляции и беспомощности в мире, представляющемся ребенку потенциально враждебным.
Мощное давление базальной тревоги не дает ему относиться к другим людям непосредственно, в соответствии с его подлинными чувствами, и вынуждает искать иные пути обращения с ними.
Он вынужден бессознательно вести себя с людьми так, чтобы это не возбуждало (или не повышало), а смягчало его базальную тревогу.
Особые установки, проистекающие из подобной бессознательной стратегической необходимости, определяются как темпераментом ребенка, так и характером его окружения.
Короче говоря, он может попытаться либо
- вцепиться в наиболее могущественное лицо из своего окружения,
- либо возмутиться и вступить в борьбу с окружением,
- либо захлопнуть перед другими двери своей внутренней жизни и уйти от них эмоционально.
В принципе это означает, что он может идти
1) к людям,
2) против людей или
3) прочь от них.
В здоровых человеческих отношениях эти пути не исключают друг друга. Способность принимать и дарить привязанность (раскрываться для нее или уступать своим чувствам), способность бороться и способность оставаться в одиночестве – все это дополняющие друг друга способности, необходимые для хороших отношений с людьми.
Но для ребенка, у которого базальная тревога выбивает твердую почву из-под ног, все эти три пути доходят до крайности и становятся жесткими, ригидными.
Привязанность, например, становится цеплянием, уступчивость – угодливостью, соглашательством.
Точно так же он рвется в бой (или порывается уйти прочь) без всякой связи с тем, что он на самом деле испытывает и безотносительно тому, уместна ли его установка в данной ситуации.
Степень его слепоты и жесткости в своих установках прямо пропорциональна интенсивности таящейся в нем базальной тревоги.
К. Хорни "Невроз и личностный рост"
Posted 16 on 19.08.2010
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.