Меню
Назад » » » 2010 » Октябрь » 10

«Актёрское мастерство и мышечная свобода».

Михаил Ефимович говорит, что человек кроме всего прочего должен обязательно владеть двумя профессиями – продавца и актёра. Один из приёмов, о котором я услышала от М.Е. – составить список, что вам не додали родители в детстве, вспомнить, что вы сами хотели сделать и потихоньку осуществлять всё это.

Что у меня связано со сценой? В школе писала сценарии, выступала. Мне это очень нравилось. В университете как-то отошла от этого – училась, только  выступала на дебюте первокурсника, а ещё очень любила проводить конкурсы на наших студенческих посиделках. Потом работала какое-то время в детском лагере педагогом-организатором, но мне это всё казалось «не серьезным». Поэтому нашли мне «хорошую стабильную работу» и опять с творчеством ничего не было связано. «Ставила концерты» дома своему молодому человеку… Когда мы расстались и я начала читать Литвака у меня в жизни всё поменялось.

Несколько лет я работала помощником режиссёра на областной «Студенческой весне», администратором площадки на «Весне» и на рок-фестивале. Выступала в боди-арте и в показе нетрадиционной моды. Так же я пошла на танцы. С подругой мы выступали на отчётном концерте и наши фото даже поместили в одном из Тюменских журналов. Про самодеятельность на различных праздниках рассказывать долго. Сейчас я хожу на театральную студию. Пока в основном идёт работа с телом и голосом, с воображением и вниманием. А так как кроме этого я занимаюсь тайцзи, а на КРОССе в прошлом году делала доклады по работам Лоуэна, то работа с телом мне наиболее близка. При этом особенно интересны для меня упражнения, на которые не нужно выделять отдельного времени, а можно делать в перерывах на работе, в очереди, по дороге домой и т.д. Приведу несколько примеров:

Вы едете домой в переполненном автобусе. Уцепились за верхнюю перекладину, вас сдавили со всех сторон. Замечательное упражнение на оправдание позы! Подумайте, что еще вы могли бы делать в таком положении? Найдите несколько разных оправданий своей позы, приведите мышцы в соответствие с новым оправданием.

Или: пока вас не кто не видит (в лифте, на улице, да мало еще, где вам приходится бывать) можно делать маски для лица. Они способствуют улучшению мимики, что помогает более выразительно и убедительно выступать, а так же массируют кожу изнутри. Очень хорошие упражнения приведены у М.Е. в книге «Как узнать и изменить свою судьбу».

Далее: когда вы ходите по улицам, ездите в автобусе, в машине, сидите в кафе или стоите в очереди смотрите на позы людей, придумывайте разные оправдания. Повторите позу мысленно или в действии: как вело себя тело до этого момента статики и что будет потом. Смотрите на людей и «читайте» с них информацию – что было в их жизни, что происходит сейчас, какие события их ждут.

Так же можно повторить позу запомнившейся скульптуры, ощутить себя в ней, понять эпизод, какого события из жизни этого человека показал нам скульптор, чтобы бы думали и чувствовали в этом действии.

В повседневной жизни также очень хорошо развивать «мышечного контролёра»: замечайте ненужные зажимы, когда вы идете по улице или по лестнице, когда вы встаете, садитесь, оборачиваетесь, поднимаете руку и т. д. От многих зажимов можно избавиться, если у вас сформируется привычка подсознательно регулировать величину мышечных напряжений. И обратите внимание на то, что речь идет не о полном расслаблении мышц, не о релаксации (как об одном из приемов аутотренинга), а об излишках, нецелесообразных отдельных напряжениях, которые надо последовательно ликвидировать.

Например: согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте: как распределяется мускульная энергия, куда идет напряжение, не напряглась ли левая рука. Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец должен быть напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного. А указательный – напряжен по-прежнему. Снимите напряжение. Напрягите левую ногу – как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мускульная энергия в теле. Проверьте, не напряглась ли правая нога. И нет ли в спине излишней напряженности.

Упражнение, включающее в себя попеременное напряжение и расслабление своего тела можно делать в автобусе или на скучном совещании (лекции), напрягая и расслабляя отдельные группы мышц.

Ещё есть такое упражнение: представьте себе такой волшебный шарик, который внутри вашего пальца катается, подчиняясь вашей воле. Захотите – закатится под ноготь, захотите – покатится по всему пальцу и вкатится в соседний палец. Покатайте его по всем пяти пальцам, мысленно представляя себе его путь. Чем медленнее будет кататься шарик, тем лучше. Надо видеть его движение и чувствовать, как он катится внутри пальца. Вы будете чувствовать движущуюся точку, которая непрерывно перемещается по тому пути, который вы предписали шарику. Заставляя его катиться медленно, вы имеете возможность следить за непрерывностью его пути. Вы как бы пускаете свою мысль вслед за шариком: вот он, медленно крутясь, выкатывается из большого пальца, катится к сгибу первого сустава указательного пальца, проходит сквозь этот сгиб, катится по первому суставу... Ваши глаза тоже следят за направлением движения шарика, хотя виден он только на экране вашего внутреннего зрения.

Так же можно провести шарик по более сложному маршруту: от подушечки большого пальца правой руки, через все пальцы, один за другим; потом, по выходе из мизинца, через ладонь, по всей руке до плеча. От плеча правой руки – к плечу левой руки, через грудь. По всей левой руке, к мизинцу. От него, обойдя все пальцы, шарик должен докатиться к подушечке большого пальца. Затем проведите шарик от пальца к плечу и опускайте его по всему телу вниз, по ноге до самой пятки. Главная задача ощущать весь путь, по которому катится шарик.

Ещё один вариант: представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. Вы должны «заполнить жидкостью» все суставы вашего тела. Упражнение выполняется медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

Так же хорошо заниматься идеомоторной тренировкой. Вы остаётесь расслабленными, при этом совершаете действие в своём воображении. Этим пользуются спортсмены при подготовке к соревнованиям. Ведь в реальности вы сможете повторить действие ограниченное количество раз, а в воображении можно без труда и усталости заниматься этим сколь угодно долго в любое время и в любом месте. Совершая действие в своем воображении, мы тем самым подготавливаем и тренируем все те механизмы, которые вступят в работу при реальном совершении этого действия.

В ванной можно попеть песенки, развивающие голос. Потренироваться в произношении скороговорок можно с друзьями на вечеринке или на перемене. Так же хорошо подышать животом, гуляя на улице, по дороге домой или где вам удобно. Перед сном вы можете представить, как вы растекаетесь по кровати подобно расплавленному пластилину или воску, а утром представлять себя, например, потягивающейся кошкой. В общем, в любую свободную минуту можно сделать очень много.

Упражнения для развития мышечной свободы являются своеобразной терапией, направленной на снятие психических и мышечных напряжений (зажимов), расширение сферы осознания ощущений, исследование чувств, снятие энергетических блокировок, которые притупляют восприятие и реактивность организма.

В «Работе актера над собой» К. С. Станиславский  пишет: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках – руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста».

(Продолжение следует…)

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]