Ведущий: Александр Пермяков
Регистрация: 8(343)2-133-833, 8(904)98-22955
Клуб КРОСС-Екатеринбург
e-mail: nootop@mail.ru
Регистрация: 8(343)2-133-833, 8(904)98-22955
Клуб КРОСС-Екатеринбург
e-mail: nootop@mail.ru
Цель занятий: тренировка мышления, изучение законов правильного мышления, освоение навыков сократического диалога, навыков убеждения и аргументации
==============================================================
«Логика — это нравственность мысли и речи». Ян Лукасевич
==============================================================
==============================================================
«Логика — это нравственность мысли и речи». Ян Лукасевич
==============================================================
Тема ближайшего занятия: |
Отзывы о прошедших занятиях:
15.09.09 Мне сегодня понравился «горячий стул» на Логике. Можно разобраться сосвоими логическими ошибками, котрые возникают при общении. И еще очень понравилось, когда анализировали разницу между Силлогизмом и Доказательством.
04.08.09 Мы начали изучать силлогизмы, и оказалось, что это совсем не страшно!
Дедуктивное умозаключение, рассуждение от общего к частному — и ничего больше!
Есть у построения силлогизмов свои правила, но всеми ими мы интуитивно пользуемся и в нашей обыденной жизни, порой даже не подозревая об этом!
Без тренировки мышцы слабнут, так будем же тренировать свой мозг изучением логики!
Дедуктивное умозаключение, рассуждение от общего к частному — и ничего больше!
Есть у построения силлогизмов свои правила, но всеми ими мы интуитивно пользуемся и в нашей обыденной жизни, порой даже не подозревая об этом!
Без тренировки мышцы слабнут, так будем же тренировать свой мозг изучением логики!
Это интересно:
Крестьянин шёл по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: «Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный — он проваливается под теми, кто говорит неправду». Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Хотите узнать, что было дальше? А дальше крестьянин со своим сыном вступили на мост, и мост провалился под крестьянином — ведь никаких волшебных мостов на самом деле не бывает.
Задача:
В одном стакане было молоко, а в другом — столько же кофе. Из стакана молока перелили одну ложку в стакан с кофе и размешали. Затем такую же ложку смеси перелили обратно в стакан с молоком. Чего теперь больше: кофе в стакане с молоком или молока в стакане с кофе?
Указание: Всего кофе в двух стаканах столько же, сколько молока.
Крестьянин шёл по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: «Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный — он проваливается под теми, кто говорит неправду». Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Хотите узнать, что было дальше? А дальше крестьянин со своим сыном вступили на мост, и мост провалился под крестьянином — ведь никаких волшебных мостов на самом деле не бывает.
Задача:
В одном стакане было молоко, а в другом — столько же кофе. Из стакана молока перелили одну ложку в стакан с кофе и размешали. Затем такую же ложку смеси перелили обратно в стакан с молоком. Чего теперь больше: кофе в стакане с молоком или молока в стакане с кофе?
Указание: Всего кофе в двух стаканах столько же, сколько молока.
(Ответ смотри в конце страницы.)
Программа занятий по логике на год:
Будущие занятия
Будущие занятия
О будущих занятиях узнавайте у Координатора "КРОСС-Екатеринбург" Китаевой Галины по тел. 8(343)2-133-833, 8(904)98-22955.
Прошедшие занятия
- «Определение и задачи логики. Как стать умным»
«Понятия. Определение понятий»
«Деление понятий. Содержание и объём понятий. Отношения между понятиями»
«Понятия. Деление понятий. Суждения. Деление суждений»
«Суждения. Деление суждений. Логический квадрат»
«Логический квадрат»
«Сложные суждения. Булевы функции»
«Сложные суждения. Алгебра высказываний»
«Законы алгебры высказываний. Законы мышления»
«Умозаключения. Непосредственные умозаключения»
«Умозаключения. Непосредственные умозаключения — 2»
«Дедуктивные умозаключения. Силлогизмы. Правила силлогизмов»
«Силлогизмы: фигуры и модусы силлогизма»
«Сведение фигур силлогизма»
«Практика умозаключений. Силлогизмы»
«Теория и практика спора»
Ликбез по Логике
-
Логика — наука о законах правильного мышления.
-
Мышление — это психический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей.
Законы логики человек чаще всего применяет в жизни бессознательно, как правила русского языка при письме. -
Понятие — форма мышления, в которые отражены существенные признаки предметов и явлений.
Дать определение понятию – значит перечислить его существенные признаки, а их два: признак рода и видовое отличие
Пример: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви» (Эрих Фромм). -
Законов логики всего 4: «закон тождества», «закон противоречия», «закон исключённого третьего», «закон достаточного основания».
Закон тождества: «A есть A, всякий предмет есть то, что он есть».
Закон противоречия: «A не может быть в одно и то же время B и не-B, т.е. из двух суждений, одно из которых утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложно».
Закон исключённого третьего: «A есть B или A есть не-B, т.е. из двух взаимоисключающих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».
Закон достаточного основания: «Каждая мысль должна быть достаточно обоснована, но и достаточное обоснование должно иметь достаточное основание». -
Суждение — форма мышления, в которой осуществляется связь между понятиями.
Суждение состоит из субъекта (подлежащего), предиката (сказуемого) и связки между субъектом и предикатом.
Пример: «Каждый есть сам творец жизни своей». (Фома Аквинский)
Суждения делятся по количеству и качеству на:
— Общеутвердительные (A)
— Частноутвердительные (I)
— Общеотрицательные (E)
— Частноотрицательные (O)
Подсказка: запомнить обозначения можно по латинским словам AffIrmo («утверждаю») и nEgO («отрицаю»). Первая гласная означает общее суждение, а вторая — частное. -
Умозаключение — это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.
-
Силлогизм — это такая форма умозаключения, в которой из двух суждений необходимо вытекает третье, причём одно из двух данных суждений является или общеутвердительным или общеотрицательным.
-
Всего 11 комбинаций типов суждений (A, I, E, O) могут образовывать силлогизм: AAA, AAI, AEE, AEO, AII, AOO, EAE, EAO, EIO, IAI, OAO.
-
По фигуре 1 возможны модусы:
EIO, EAE, AII, AAA.
По фигуре 2 возможны модусы:
EIO, EAE, AOO, AEE.
По фигуре 3 возможны модусы:
OAO, EIO, EAO, IAI, AII, AAI.
По фигуре 4 возможны модусы:
EIO, EAO, IAI, AEE, AAI.
Подсказка: поможет запомнить модусы стихотворение, в котором в выделенных словах гласные обозначают модусы; заглавные буквы — к каким модусам фигуры 1 сводится соответствующий модус; буквы s, p, m, k после гласных показывают, какой приём для сведения использовать (s — conversio simplex, p — per accidens, m — methatesis, k — reductio ad absurdum).
Barbara, Celarent, Darii, Ferioque prioris;
Cesare, Camestres, Festino, Baroko, secundae;
Tertia Darapti, Disamis, Datisi, Felapton,
Bokardo, Ferison habet: Quatra insuper addit
Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison. - Индукция — это такое умозаключение, посредством которого мы на основании существенных признаков выводим, что истинное в каком-либо частном случае или частных случаях будет истинным и во всех случаях, сходных с предыдущими.
- Методов индуктивного исследованиявсего 4: метод согласия, метод разницы, метод остатков, метод сопутствующих изменений.
- Гипотеза — это предположение, которое мы считаем истинным, для того, чтобы вывести из него следствия, согласованные с фактами и истинными положениями.
- Теория — это доказанная гипотеза.
- Доказательство — это выведение какого-либо суждения из других суждений, признанных истинными или очевидными.
- Защита — это доказательство, в котором заранее предполагается, что тезис будет оспариваться.
- Опровержение — это доказательство ложности тезиса.
- Классификация — распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Задача классификации в том, чтобы распределить вещи по группам в таком порядке, который наиболее удобен для запоминания и позволяет сделать наибольшее число выводов об этих вещах.
- Приблизительные обобщения — это умозаключения, справедливые для большинства вещей класса.
- Аналогия — это умозаключение, в котором из сходства двух вещей в некоторых свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах.
- Метод — это порядок расположения суждений, способствующий достижению определённой цели.
- Система — соединение взаимосвязанных суждений в одно целое.
- Паралогизм — неумышленно совершаемая логическая ошибка.
- Софизм — умышленно совершаемая логическая ошибка, с целью ввести в заблуждение собеседника. Софизм выглядит, как правдоподобное утверждение, но содержит ошибку.
- Софизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)
- Парадокс — утверждение, которое выглядит неправдоподобным, но является истинным.
- Парадокс Рассела. Пусть K — множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента? Если да, то, по определению K, оно не должно быть элементом K — противоречие. Если нет — то, по определению K, оно должно быть элементом K — вновь противоречие. (Другой вариант этого парадокса известен как «парадокс брадобрея»: одному деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?)
Список литературы по курсу:
Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.
Литвак М.Е. «Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер» — Изд. 11-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 442с.
Гастев Ю.А. «С чего начинается логика» — журнал «Квант», №1 1975 г.
Цинман Л.Л. «Логические задачи и алгебра высказываний» — журнал «Квант», № 4 1971 г.
Бизам Д., Герцег Я. «Многоцветная логика. 175 логических задач» Пер. с венг. Ю.А. Данилова. М., «Мир», 1978 — 435 с. с ил.
Гладкий А.В. «Введение в современную логику» — М.: МЦНМО, 2001, 200 с.
Пономарев И.Н. Введение в математическую логику и роды структур: учебное пособие. — М.: МФТИ, 2007. — 240 с.
Антонов А.В. «Системный анализ» — М.: Высшая школа, 2004. — 456 с.
Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием» — М.: Эксмо, 2009. — 864 с.
Гомбоева Л.В. «Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению» — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. — 45 с.
Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.
Литвак М.Е. «Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер» — Изд. 11-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 442с.
Гастев Ю.А. «С чего начинается логика» — журнал «Квант», №1 1975 г.
Цинман Л.Л. «Логические задачи и алгебра высказываний» — журнал «Квант», № 4 1971 г.
Бизам Д., Герцег Я. «Многоцветная логика. 175 логических задач» Пер. с венг. Ю.А. Данилова. М., «Мир», 1978 — 435 с. с ил.
Гладкий А.В. «Введение в современную логику» — М.: МЦНМО, 2001, 200 с.
Пономарев И.Н. Введение в математическую логику и роды структур: учебное пособие. — М.: МФТИ, 2007. — 240 с.
Антонов А.В. «Системный анализ» — М.: Высшая школа, 2004. — 456 с.
Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием» — М.: Эксмо, 2009. — 864 с.
Гомбоева Л.В. «Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению» — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. — 45 с.
Ответ на задачу:
Ответ: Поровну.