Меню
Назад »
Логика и психология
ЛОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Клуб КРОСС-Екатеринбург

Текущее (актуальное) расписание  занятий КРОСС 

Ведущий: Александр Пермяков
Регистрация: 8(343)2-133-833, 8(904)98-22955
Клуб КРОСС-Екатеринбург
e-mail: nootop@mail.ru
Цель занятий: тренировка мышления, изучение законов правильного мышления, освоение навыков сократического диалога, навыков убеждения и аргументации

==============================================================
«Логика — это нравственность мысли и речи». Ян Лукасевич
==============================================================
 
Тема ближайшего занятия: 

Отзывы о прошедших занятиях:
15.09.09 Мне сегодня понравился «горячий стул» на Логике. Можно разобраться сосвоими логическими ошибками, котрые возникают при общении. И еще очень понравилось, когда анализировали разницу между Силлогизмом и Доказательством.
04.08.09 Мы начали изучать силлогизмы, и оказалось, что это совсем не страшно!
Дедуктивное умозаключение, рассуждение от общего к частному — и ничего больше!
Есть у построения силлогизмов свои правила, но всеми ими мы интуитивно пользуемся и в нашей обыденной жизни, порой даже не подозревая об этом!
Без тренировки мышцы слабнут, так будем же тренировать свой мозг изучением логики!

Это интересно:
Крестьянин шёл по дороге со своим сыном. Сын рассказывал что-то отцу и сказал ему неправду. Крестьянин догадался, что сын обманывает его. Тогда он сказал: «Сейчас, сынок, мы подходим к мосту. Этот мост не простой, а волшебный — он проваливается под теми, кто говорит неправду». Когда сын услышал это, он испугался и признался отцу, что обманул его. Хотите узнать, что было дальше? А дальше крестьянин со своим сыном вступили на мост, и мост провалился под крестьянином — ведь никаких волшебных мостов на самом деле не бывает.

Задача:

В одном стакане было молоко, а в другом — столько же кофе. Из стакана молока перелили одну ложку в стакан с кофе и размешали. Затем такую же ложку смеси перелили обратно в стакан с молоком. Чего теперь больше: кофе в стакане с молоком или молока в стакане с кофе?
Указание: Всего кофе в двух стаканах столько же, сколько молока.
(Ответ смотри в конце страницы.)

Программа занятий по логике на год:
Будущие занятия

О будущих занятиях узнавайте у Координатора "КРОСС-Екатеринбург" Китаевой Галины по тел. 8(343)2-133-833, 8(904)98-22955.

Прошедшие занятия 
  • «Определение и задачи логики. Как стать умным»
  • «Понятия. Определение понятий»
  • «Деление понятий. Содержание и объём понятий. Отношения между понятиями»
  • «Понятия. Деление понятий. Суждения. Деление суждений»
  • «Суждения. Деление суждений. Логический квадрат»
  • «Логический квадрат»
  • «Сложные суждения. Булевы функции»
  • «Сложные суждения. Алгебра высказываний»
  • «Законы алгебры высказываний. Законы мышления»
  • «Умозаключения. Непосредственные умозаключения»
  • «Умозаключения. Непосредственные умозаключения — 2»
  • «Дедуктивные умозаключения. Силлогизмы. Правила силлогизмов»
  • «Силлогизмы: фигуры и модусы силлогизма»
  • «Сведение фигур силлогизма»
  • «Практика умозаключений. Силлогизмы»
  • «Теория и практика спора» 
Архив прошедших занятий 

Ликбез по Логике
  • Логика — наука о законах правильного мышления.
  • Мышление — это психический процесс опосредованного отражения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира и их внутренних взаимосвязей.
    Законы логики человек чаще всего применяет в жизни бессознательно, как правила русского языка при письме.
  • Понятие — форма мышления, в которые отражены существенные признаки предметов и явлений.
    Дать определение понятию – значит перечислить его существенные признаки, а их два: признак рода и видовое отличие
    Пример: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви» (Эрих Фромм).
  • Законов логики всего 4: «закон тождества», «закон противоречия», «закон исключённого третьего», «закон достаточного основания».
    Закон тождества: «A есть A, всякий предмет есть то, что он есть».
    Закон противоречия: «A не может быть в одно и то же время B и не-B, т.е. из двух суждений, одно из которых утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложно».
    Закон исключённого третьего: «A есть B или A есть не-B, т.е. из двух взаимоисключающих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».
    Закон достаточного основания: «Каждая мысль должна быть достаточно обоснована, но и достаточное обоснование должно иметь достаточное основание».
  • Суждение — форма мышления, в которой осуществляется связь между понятиями.
    Суждение состоит из субъекта (подлежащего), предиката (сказуемого) и связки между субъектом и предикатом.
    Пример: «Каждый есть сам творец жизни своей». (Фома Аквинский)
    Суждения делятся по количеству и качеству на:
    — Общеутвердительные (A)
    — Частноутвердительные (I)
    — Общеотрицательные (E)
    — Частноотрицательные (O)
    Подсказка: запомнить обозначения можно по латинским словам AffIrmo («утверждаю») и nEgO («отрицаю»). Первая гласная означает общее суждение, а вторая — частное.
  • Умозаключение — это форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений выводится другое суждение.
  • Силлогизм — это такая форма умозаключения, в которой из двух суждений необходимо вытекает третье, причём одно из двух данных суждений является или общеутвердительным или общеотрицательным.
  • Всего 11 комбинаций типов суждений (A, I, E, O) могут образовывать силлогизм: AAA, AAI, AEE, AEO, AII, AOO, EAE, EAO, EIO, IAI, OAO. 
  • По фигуре 1 возможны модусы:
    EIO, EAE, AII, AAA.
    По фигуре 2 возможны модусы:
    EIO, EAE, AOO, AEE.
    По фигуре 3 возможны модусы:
    OAO, EIO, EAO, IAI, AII, AAI.
    По фигуре 4 возможны модусы:
    EIO, EAO, IAI, AEE, AAI.
    Подсказка: поможет запомнить модусы стихотворение, в котором в выделенных словах гласные обозначают модусы; заглавные буквы — к каким модусам фигуры 1 сводится соответствующий модус; буквы s, p, m, k после гласных показывают, какой приём для сведения использовать (s — conversio simplex, p — per accidens, m — methatesis, k — reductio ad absurdum).

    Barbara, Celarent, Darii, Ferioque prioris;
    Cesare, Camestres, Festino, Baroko, secundae;
    Tertia Darapti, Disamis, Datisi, Felapton,
    Bokardo, Ferison habet: Quatra insuper addit
    Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison.
  • Индукция — это такое умозаключение, посредством которого мы на основании существенных признаков выводим, что истинное в каком-либо частном случае или частных случаях будет истинным и во всех случаях, сходных с предыдущими.
  • Методов индуктивного исследованиявсего 4: метод согласия, метод разницы, метод остатков, метод сопутствующих изменений.
  • Гипотеза — это предположение, которое мы считаем истинным, для того, чтобы вывести из него следствия, согласованные с фактами и истинными положениями.
  • Теория — это доказанная гипотеза.
  • Доказательство — это выведение какого-либо суждения из других суждений, признанных истинными или очевидными.
  • Защита — это доказательство, в котором заранее предполагается, что тезис будет оспариваться.
  • Опровержение — это доказательство ложности тезиса.
  • Классификация — распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Задача классификации в том, чтобы распределить вещи по группам в таком порядке, который наиболее удобен для запоминания и позволяет сделать наибольшее число выводов об этих вещах.
  • Приблизительные обобщения — это умозаключения, справедливые для большинства вещей класса.
  • Аналогия — это умозаключение, в котором из сходства двух вещей в некоторых свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах.
  • Метод — это порядок расположения суждений, способствующий достижению определённой цели.
  • Система — соединение взаимосвязанных суждений в одно целое.
  • Паралогизм — неумышленно совершаемая логическая ошибка.
  • Софизм — умышленно совершаемая логическая ошибка, с целью ввести в заблуждение собеседника. Софизм выглядит, как правдоподобное утверждение, но содержит ошибку.
  • Софизм Эватла. Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем условием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить гонорара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следующее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят. В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда». (Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли условия договора или нет.)
  • Парадокс — утверждение, которое выглядит неправдоподобным, но является истинным.
  • Парадокс Рассела. Пусть K множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента? Если да, то, по определению K, оно не должно быть элементом K противоречие. Если нет то, по определению K, оно должно быть элементом K вновь противоречие. (Другой вариант этого парадокса известен как «парадокс брадобрея»: одному деревенскому брадобрею приказали «брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется», как он должен поступить с собой?)

Список литературы по курсу:
Челпанов Г.И. «Учебник логики» — Изд. 11-е, доп., М.: URSS, 2009 — 264 с.
Литвак М.Е. «Как узнать и изменить свою судьбу: способности, темперамент, характер» — Изд. 11-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 442с.
Гастев Ю.А. «С чего начинается логика» — журнал «Квант», №1 1975 г.
Цинман Л.Л. «Логические задачи и алгебра высказываний» — журнал «Квант», № 4 1971 г.
Бизам Д., Герцег Я. «Многоцветная логика. 175 логических задач» Пер. с венг. Ю.А. Данилова. М., «Мир», 1978 — 435 с. с ил.
Гладкий А.В. «Введение в современную логику» — М.: МЦНМО, 2001, 200 с.
Пономарев И.Н. Введение в математическую логику и роды структур: учебное пособие. — М.: МФТИ, 2007. — 240 с.
Антонов А.В. «Системный анализ» — М.: Высшая школа, 2004. — 456 с.
Кара-Мурза С.Г. «Манипуляция сознанием» — М.: Эксмо, 2009. — 864 с. 
Гомбоева Л.В. «Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению» — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. — 45 с.
Гомбоева Л.В., Кузьмин А.В. «Задачи по логике. Учебное пособие» - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 154 с.
Яшин Б.Л. «Задачи и упражнения по логике» — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 224 с.: илл.
Ответ на задачу:
Ответ: Поровну.