• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Ноябрь » 18

Воспитывать или выращивать? -1 *

Сын (9 лет, учится во втором классе) дотянул до вечера, уроки не сделал, получил в свой адрес от родных порцию упрёков по этому поводу. Я его не критиковал, занимался своими делами. Он пришел на кухню, где я ужинал, какое - то время сидели молча. Вижу, что он уже хочет спать, но ситуация его гложет. Он рассуждает вслух : «Да, зря я к бабушке сегодня после художественной школы пошёл, нужно было сразу домой ехать и уроки делать». Я (сознательно переключившись с Родителя на Взрослого) : «Ничего, все ошибаются, я каждый день ошибаюсь много раз. Главное – что ты сам почувствовал на себе последствия этой ошибки, в следующий раз уже сам будешь знать что делать». Сын (помолчал немного) : «Папа, мне так нравится когда ты так говоришь ! Сделаю уроки утром, разбуди меня в 5 : 30, пожалуйста!». Когда я услышал это «нравится», то на душе стало тепло.

Я задумался : сколько же раз в течение дня 9 – ти летнему человеку взрослые делают замечания, ругают, стыдят, совестят, заставляют «замолчать и успокоиться»? И никто, ни разу за весь день не говорит о том, как полезно ошибаться, что ошибка – это не преступление, а бесценный опыт, что нужно делать то, что нравится и интересно, самому принимать решения и отвечать за них самому.

К чему я веду ? В течение последнего года сознательно работаю со своей невротической тягой к совершенству. «Всегда, везде во всём быть успешным. Каждое дело выполнять на 100% ». Отзвуки этой разрушительной и невыполнимой программы чувствую до сих пор (к радости своей всё реже). Результат работы этого внутреннего вампира известен - недовольство собой, разбитость, низкая работоспособность, головные боли, плохое настроение, вымещение тревоги на окружающих. Откуда это во мне ? Да всё оттуда же – из облака критики и недовольства, в котором я, как и каждый ребенок провел значительную часть своих детских лет.

А ведь, казалось бы, так просто - дай человеку - своему ребенку право быть самим собой. Ошибаться, забывать, терять, плакать, обманывать, рвать и пачкать одежду, ломать игрушки… . Прими уже факт, что он не Маленький человек, а Человек, Товарищ твой, Ученик. Не вмешивайся в его жизнь, а будь рядом, пока он еще не окреп физически. Рано или поздно, чувствуя, что своих сил не хватает, он сам попросит о помощи – помоги без нотаций. Он всё равно будет ошибаться и падать, вопрос в том, какую реакцию встретят его ошибки и падения у двух главных для него людей. И если он не будет принят «как есть» здесь и сейчас, то возможно найдет место (уже не дома), где его примут другие «учителя жизни». И будут использовать в своих целях.

 P.S. А сын проснулся утром в 6 : 30 и сделал уроки. Сам, я ничего не предлагал.


С уважением, Алексей Чащихин.


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]