- 14.03.2011
- 2590 Просмотров
- Обсудить
Продолжаю обзор работы Виктора Франкла «Сказать жизни «ДА!» : Психолог в концлагере».
3. Любовь. Хочу продолжить описание любви В.Франклом. Почему я уделяю этому столько внимания ? Потому, пожалуй, что впервые я именно у него нашел такое емкое и глубокое описание понятия «любовь». Описание, которое сразу стало и моим тоже, «родным». Туман рассеялся и теперь я начал понимать как часто я наклеивал этикетку «Любовь» на далекие от любви явления. Вспоминаю строки из средневекового японского стихотворения, написанного девушкой любимому в долгой разлуке: «Ты знаешь насколько союз двух душ крепче союза тел» (цитирую по памяти).
Но вернемся к Франклу.
… Идущий впереди меня падает, идущие за ним тоже не удерживаются на ногах. Конвоир уже здесь, он уже колотит нас, наводя порядок. За несколько секунд моя внутренняя созерцательная жизнь разрушена. Но душа снова способна воспарить, она снова вырывается из здешнего лагерного существования ввысь, по ту его сторону, и снова начинает диалог с любимой. Она спрашивает — я отвечаю, я спрашиваю — она отвечает.
«Стой!» - это мы прибыли на место. «Взять инструмент — кирку и лопату!». И мы устремляемся в будку, чтобы успеть ухватить что — либо более сносное. «Быстрее! Быстрее, вы, свиньи!» И вот мы уже в котловане, каждый на том месте, где рыл вчера. Промерзшая земля плохо поддается, из — под кирки летят твердые комья, вспыхивают искры.
Мы еще не согрелись, все еще молчат. А мой дух снова витает вокруг любимой. Я еще говорю с ней, она еще отвечает мне. И вдруг меня пронзает мысль: а ведь я даже не знаю, жива ли она! Но я знаю теперь другое: чем меньше любовь сосредоточивается на телесном естестве человека, тем глубже она проникает в его духовную суть, тем менее существенным становится его «так — бытие» (как это называют философы), его «здесь - бытие», «здесь - со - мной - присутствие», его телесное существование вообще. Для того, чтобы вызвать сейчас духовный образ моей любимой, мне не надо знать, жива она или нет. Знай я в тот момент, что она умерла, я уверен, что все равно, вопреки этому знанию, вызывал бы ее духовный образ, и мой духовный диалог с ним был бы таким же интенсивным и так же заполнял всего меня. Ибо я чувствовал в тот момент истинность слов Песни Песней:
«Положи меня, как печать, на сердце твое... ибо крепка как смерть, любовь» (8:6).
И я спрашиваю вслед за автором: может ли быть более крепкая опора и более верный ориентир в жизненных перипетиях, чем Любовь ?
Продолжение следует.
С уважением,
Алексей Чащихин. 14.03.2011.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.