- 20.08.2015
- 1964 Просмотра
- Обсудить
Дорогие читатели сайта! Предлагаю вашему вниманию небольшую выдержку из книги Дмитриевского В.А. «Психологическая безопасность в учебных заведениях».
Мне эта выдержка помогла понять настолько наше поведение в конфликтах является стереотипным, а значит предсказуемым, и как один-единственный неординарный ход одного из партнеров может привести к кардинальному изменению поведения другого партнера по общению. Это то, что предлагает М. Е. Литвак в своей методике «целенаправленное управление эмоциями». И это работает на практике.
«Поведение в конфликтах, как правило, стереотипно в том смысле, что оно обеспечивается на уровне установок, привычек и навыков, поэтому оно спонтанно и мало контролируется сознанием. Итак, важно то, что поведение сторон в конфликте в высокой степени автоматизировано.
Кроме того, имеет место стереотипность иного рода: поведение подавляющего большинства людей в конфликтах характеризуется явно выраженной инфантильностью. Об этом свидетельствуют нередко проявляющееся страстное желание деморализовать, унизить, уязвить оппонентов, попытки грубо манипулировать ими, наконец, попытки примитивного запугивания. И действительно, так можно попытаться управлять поведением ребёнка, но не действиями зрелого, умудрённого жизнью человека.
И наоборот, подобные попытки управления поведением других людей характерны для ребёнка, который пока ещё только пробует различные способы управления людьми, но не для зрелого человека.
Неудивительно, что в условиях конфликта люди нередко становятся капризными, у них актуализируется такие эмоции, как досада, стыд, страх, угрызения совести, обида, вина. Все эти эмоции формируются в дошкольном возрасте, что подтверждают мысль о значительной роли инфантильности в развитии конфликта.
Итак, в условиях конфликта нередко наблюдается временное, ситуативное снижение уровня функционирования психики, проявляющееся в виде капризности и инфантилизма.
…Студенту медицинского колледжа не нравилась психотерапия, он не хотел её изучать. По всем остальным предметам студент учился очень хорошо. Многие преподаватели пытались убедить его изучать психотерапию, но безуспешно. Конечно, можно было бы выгнать студента из колледжа и дело с концом, но это не лучшее решение, потому что студент был очень способный.
Случилось так, что на пути студента встретился в качестве преподавателя Мильтон Эриксон, знаменитый американский психотерапевт.
Самое первое задание студент не выполнил и сдал Эриксону совершенно чистый лист. Такое поведение — приглашение к конфликту. Эриксон в ответ сказал: ”Даже не читая вашу работу, я вижу, что вы сделали две ошибки: не поставили дату, и не подписали свою работу. А потому предлагаю вам переделать всё, и сдать отчёт о работе к следующему понедельнику.”
Приглашение конфликтовать не принято, отношения между студентом и преподавателем не опустились на эмоциональный уровень, они остались на деловом уровне. На следующей неделе студент сдал свою работу, она оказалась одной из самых лучших.
После этого случая студент изменил своё отношение к психотерапии, стал успевать и по этому предмету.
Декан удивился и спросил Эриксона буквально так: ”Скажите бога ради, как вам удалось окрестить этого нехристя?” На что Эриксон ответил: ”Я взял его исключительно на удивлении.”
Несомненно, что здесь важную роль сыграл отказ от стереотипного реагирования, характерного для обычного течения конфликтов. Отказ от стереотипности здесь двоякий. Во-первых, сам Эриксон отказался от обычного эмоционально-инфантильного реагирования. Во-вторых, необычное поведение Эриксона помешало студенту реагировать так, как студент первоначально ожидал, т.е. по привычке, стереотипно.
Отсюда понятно, что изучая конфликты, нужно выяснить, в чём конкретно заключается стереотипность в том или ином случае, а затем попытаться найти неожиданные, нестереотипные способы поведения».
Для вас выдержку из книги сделала Татьяна Варавка , 19.08.2015 года
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.