• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2011 » Июль » 31

Синдром отличника (Пермяков А.)*

Перечитал давно знакомые статьи Анатолия Букина "Синдром отличника".

С детства это идёт. Отличник уверен, что он — лучший. И потому ему — всё лучшее. Вот и завышенные ожидания.

И он любую оценку своей работы превращает в оценку себя. Поэтому так боится неудачи, ведь тогда он — плохой.

И верно подмечено, что отличник не стремится в лидеры. Он может уступить пальму первенства, если не от всех, а от кого-то, кого он определил заранее, он получит оценку, что он — номер один. Его круг оценщиков может не совпадать с общепринятым, вот в чём будет парадокс. Поэтому и со спортсменами тренеры могут проколоться — думал, будущий чемпион, а оказался слабак! Не слабак, просто оценку получает по своим критериям.

Отличник себя и других оценивает по формальным критериям. Может быть и сложнее, чем "богатый" или "красивая", но тоже по формальным. А завышенные ожидания часто приводят к одиночеству.

И отличник всегда прав, если кто-то признает свою неправоту, отличник будет торжествовать, пощады не дождаться. Как он может сказать, что он не прав — ведь это в нём изъян, а он не может пережить, что он не лучший.

Ещё Букин очень точно пометил, что главная мотивация отличника — его высокие жизненные амбиции. И отличник может добиться успеха! Но при обязательном условии — если есть инерция успеха, если несёт волна.
Ведь отличнику трудно преодолевать трудности, для него очень тяжело переживать ошибки, ведь редко бывают, и ведь они значат, что он — плохой.

А отличник воспринимает себя, только, как лучшего, поэтому если он не лучший — то вообще недостоин жить. У него не бывает промежуточных вариантов. Или учиться на все пятёрки, или быть двоечником ("в дворники идти"), он не понимает, как можно быть иначе.

И отличник обязательно сравнивает себя с другими: ведь надо быть лучшим, надо знать, какие остальные, чтоб обогнать их.

У отличника нет опыта неудач, поэтому когда он совершает ошибку в жизни, он впадает в панику — и не знает, что делать, и чувствует, что с ним ужасное что-то случилось, что он плохой.

Отличник боится экзамена. Вот тут разница проявляется между здоровым отличником и "отличником". Здорового отличника экзамен радует, как проверка знаний и умений, а "отличник" его боится, т.к. есть риск провала со всеми последствиями.

Понятно, что я выделил те моменты из статей, которые больше всего у себя обнаружил.:-)) Я бывший отличник со стажем.:-))

Так что стоит задуматься, а хорошо ли быть отличником? Нужно ли из детей делать отличников?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]