• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2010 » Ноябрь » 21

На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов... *

     Звонит староста и сообщает, что скоро будут занятия по русскому языку, и необходимо придти в институт. По русскому, так по русскому...Начались занятия. И я взглянула на них совершенно с другой стороны - как на курс по изучению "мышления". Предмет показался мне намного интереснее, чем я воспринимала его в школе. В школе - это была необходимость знать наизусть занудные правила, что бы писать грамотно, и больше ничего. Жаль. Через этот предмет можно было бы много узнать о душе, о природе, об истории, и о себе самом.

Хочу поделиться тем, что мне показалось особенно интересным.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки... 

Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием... 

Понятное дело, что "язык" необходим для общения.
Выделяются функции языка:

1. Когнитивная - познание действительности, информация нейтральна
2. Индексальная - опознование говорящего по тексту, который он создаёт
3.
Эмотивная - для распознавания эмоций. Используются слова с экспрессивным смыслом ("ручища", "рученька")
4. Конативная - с целью повлиять на партнёра: просьба, приказ, вопросы-просьбы и пр.
5. Фатическая - человек говорит то, что положено. Для соблюдения ритуалов: "Привет!".
Сюда же относятся речевые поддержки - бессодержательные фразы: Да, да...Слушаю...
6. Поэтическая - акцент делается на "форме", а не на "содержании".
7. Мета-языковая функция - это когда на данном, русском языке мы говорим о самом "русском языке".

Мыслительная деятельность реализуется через что?

Мыслительная деятельность реализуется через речь.

Язык: существует в сознании, абстрактен, единый и общий для всего народа и нации.
(Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Различают:
-человеческие языки (предмет изучения лингвистики): 
-естественные человеческие языки,
-искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
-жестовые языки глухих,
-формальные языки 
-компьютерные языки (например, Алгол, SQL),
-языки животныхeng   Википедия)

Речь: может иметь материальное выражение, конкретна, динамична, ситуативно обусловлена и зависит от того, кто её использует.
(Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Википедия)

Стили речи: устная и письменная.

Устная: монолог, диалог, письменный текст. Для обмена мыслями, чувствами, эмоциями, для общения. В устной речи выделяется "разговорный" стиль.

Письменная речь:
 1. Для передачи информации (знаний) - "информационная" функция;

Здесь выделяют "научный" стиль", "официально - деловой".

2. Для формирования мировоззрения - "воздействующая функция".
Здесь выделяют "публицистический", "художественный" и "церковно-религиозный".

А потом мы изучали особенности каждого стиля, в чём и как он проявляется.

Затем мы изучали качества "хорошей речи". Их девять: правильность, богатство, точность (фатическая и лексическая), логичность, ясность, краткость, чистота речи, выразительность. И даже отдельно такое качество, как "уместность". Прямо пособие по ораторскому искусству!

Затем мы изучали ошибки, и это было самое смешное. Об этом - в конце заметки.

А сейчас мне хочется рассказать ещё о формах существования  языка. Оказывается, что их шесть: диалект (говор), литературный язык, койне, социо-лект, просторечие и идео-лект.

Диалект (говор) - территориальная форма существования языка;

Литературный язык - высшая  форма существования языка;

Койне - смесь диалектов. На основе койне формируется  литературный язык.

Просторечие - ненормированный, надтерриториальный, существует параллельно с литературным, непрестижный, вульгарный (рожа, польта, поклади сюда, чё те нада?...)

Социо-лект - подъязыки чётко выделенных социальных групп: врачи, компьютерщики, студенты...Делится на 2 группы: жаргон и арго. 

Жаргон студентов: зачётки, препод, матан, заруба...
Арго - тайный язык профессионалов, что бы скрыть секреты мастерства (катальщики валенок пользовались своим, "жгонским" языком: упаки еронить...). Сюда же относят язык криминального мира.

А теперь смешное, из контрольных работ на определение вида ошибок:

 

"Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи:

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 
2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли.
3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов.
4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет.
5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания.
6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии.
7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей.
8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику.
9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа.
10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

 

 

Исправьте лексические и логические недочеты в предложениях:
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
2. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.
3. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.
4. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
5. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.
6. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом."


Продолжение следует.

 

(Posted on  21.11.2010  Галина Китаева)
 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]