- 29.04.2014
- 2954 Просмотра
- Обсудить
Я иду по дороге в горку. Внутри разыгрывается буря. В животе легким ветерком скользит страх. Иду на собеседование.
Казалось бы, чего боятся. В сотый раз, как первый раз. Конечно в этот сейчас все по другому, конечно непросто. Но ведь входил уже в закрые двери. Руки и ноги помнят ощущения былого "мандража". Помнят.
А может и пусть будет страх. А может "играем"? Настрой. Настрой. Главное настрой. Успокаивает то, что к собеседованию я готовился. Готовился настолько, насколько мог. Еще раз переписал все свои достижения, ключевые сферы в которых варился. Попробовал вникнуть в вопрос, почему именно я могу быть полезен этой фирме. Фантазия и мышление развили ряд тезисов, которые тоже записаны и хранятся в памяти моего планшетного компьютера. Нет я их не заучивал, но эти тезисы записаны и к ним есть доступ. Также я описал своими словами планируемую деятельность в новой компании.
Значит "играем". Такое настроение. И сложилось оно из двух факторов. Первый я подготовился, настолько, насколько мог. Второй фактор - я использую свой страх как повод разыграться, как повод разогреться. Энергия завораживает и ведет меня вперед. Ну все выдох, вдох и я вхожу… Играем.
Такое состояние я пережил около двух месяцев назад. Собеседование прошло хорошо. Мне понравилось: мне задавали много вопросов, я отвечал; смог познакомится с будущим руководителем и со старшеми менеджерами; адреналин отыграл - контакт состоялся. Часть подготовленной информации не была использована мною в собеседовании, но она давала мне пространство для действий, позволяла быть уверенным в себе.
Какую информацию я готовил? Ответ на три вопроса:
- Почему я подойду компании?
- Почему комппания интересна мне?
- Как и где буду продавать услуги компании?
Удивительно, что последний пункт меня спрашивали меньше всего. Но продавать мне пришлось. Продавать себя, свои навыки. Вопросами тестируют кандидатов на личностные навыки. Более серьезная проверка -конкретные кейсы: гипотетические ситуации, которые кандидату предлагается рвзрешить. Вообще на этом собеседование кейсов не было. Но по моему опыту скажу, что чем серьезнее фирма и выше должность в которую вы вступаете, тем более высока вероятность, что вам предложат решить сложный кейс.
Я не опытен в решении сложных кейсов, я вообще не специалист по подбору персонала. С какой стороны тогда я вообще могу рассуждать о процессе собеседования?
Я рассуждаю исходя из того, что процесс собеседования - это процесс общения нескольких людей. В общении всегда существуют эмоции, в нашем случае были: страх, тревога и интерес. Об этом речь также шла речь на нашем первом занятии по психологии управления. Даже не речь шла, а мы наблюдали как участница занятия сталкивается со своим страхом, пробуя пройти ситуацию собеседования:
Должность, на которую претендует участница новая для неё. Обязанности и функционал незнакомый - из совершенно новой сферы деятельности. Два других участника занимают роль интервьюверов и задают достаточно сложные вопросы. Есть вопросы о знании сферы деятельности, есть вопросы выявляющие способности разрешать конфликтные ситуации. Есть вопрос который может поставить в тупик: "Почему вы считаете что подойдете нам?". Для меня это сложный вопрос, к которому необходимо готовиться.
Я ухожу в ощущении себя - вот появился легкая тревога в теле, появилась дрожь. Значит фигура вышла верная - страх и тревога. Я думаю, что это вполне нормально для собеседования. Созданная ситуация напряжения позволяет понять как кандидат реагирует на сложные ситуации, также вы сможете увидеть, готовился ли кандидат к собеседованию, как кандидат переносит, стресс, который обязательно будет на новом рабочем месте. И вообще не высоким ли будет для нового сотрудника этот уровень нагрузки.
Участница не отступается, идет вперед. Дает ответы на вопросы. Собеседование проходит до конца.
Мы прожили эту ситуацию. Мои выводы по ситуации - на сегодняшний день не готова к тому уровню нагрузки и процессу адаптации, который предстоит. Необходимые личностные качества есть и их нужно развивать, для того чтобы легче войти в коллею новой сферы. Этим мы и занимались по ходу тренинга - рвзвивали личностные качества.
На деле подтверждаю для себя идеи Виктории Чердаковой и Михаила Литвака: Важнее в первую очередь обращать/развивать личностные качества, а во вторую узкопрофессиональные.
Собеседование в виде стресс-интервью было полезным для меня. Я смог увидеть детали процесса собеседования с двух сторон. Я услышал мотивацию интервьюверов при принятии решения. По моему мнению, участница в роли кандидата также получила новый опыт, который сейчас можно переваривать и готовится к реальному собеседованию.
Резюмирую эту часть статьи:
- К собеседованию полезно готовится. Три вопроса на мой взгляд самых важных я привел.
- Для устройства на новую должность важны в первую очередь личностные качества. Приорететность их следующая (по В.Чердаковой):
- Желание работать вообще - постоянное развитие профессиональных навыков.
- Желание работать именно в той компании, в которой происходит собеседование - интерес к компании, знакомство с ее историей, отслеживание положения компании на рынке.
- Коммуникабельность в узком смысле. Способность и готовность общаться с: руководителем, коллегами, подчиненными, клиентами, партнерами.
- Ответственность - готовность понести наказание, в случае если что-то пошло не так в зоне ответсвенности сотрудника.
- Исполнительность - готовность сразу сообщать руководству информацию о том, что что-то идет не так.
- Узко профессиональные навыки.
- Чтобы развить личностные качества. Важно не столько их знать, сколько прожить их в тренинговых или реальных ситуациях. Чем мы и занимаемся на моих занятиях - проживаем и получаем опыт.
Во второй части своего рассказа сделаю некоторое отступление от основной темы. На моей группе, участники сами могут выступать с докладами, по интересующим их темам. Это полезно как для меня - развиваю навык передавать часть времени, ресурсов другим участникам. Так и полезно для участников - выступление перед аудиторией с новой темой позволяет попробовать свои ораторские навыки, плюс проявить свое лидерство, получить от деятельности в тренинге определенное удовольствие. В этом есть глубокий смысл - отдавать другим время и внимание аудитории или вашей группы. Вы уже граммотные и знаете, что человек живет для себя. Каждый из нас лидер и желает проявлять свое лидерство. Одна из важнейших задач руководителя, на мой взгляд, это научится передавать своим сотрудникам полномочия и лидерство в определенных вопросах. В этом случае вы получаете различные плюсы:
- Освобождается время под развитие новых навыков.
- Вы знакомитесь с новой для вам информацией и навыками, которые есть у вашего подопечного.
- Подопечные, вданном случае участники, проявляют свое лидерство путем публичного выступления. Они учатся этому навыку. В дальнейшем они легко его перенесут в свою деятельность и как управленца, и как специалиста - будут выступать сами и будут позволять выступать другим. Так и меня учили, теперь я учу этому навыку.
Тема выступления, участника нашей комманды, была: "Дружеские отношения в бизнесе. Стоит ли строить бизнес на дружбе". По этой теме я рекомендую вам обратиться лично за мнением к оратору. Многие мысли мне понравились, у участника есть опыт в данной сфере.
А одну мысль я даже записал и буду использовать в своих занятиях и своих делах: "В любом деле, неважно с кем ты его заводишь, договоривайся о всех мелочах, договаривайся о всех деталях совместного проекта и о распределении обязанностей, ответственности и доходов. Договаривайся на берегу."
Интересное выступление, мне понравилось. В тоже время я использовал возможность окунуться в роль участника - задавал вопросы оратору. Сделал для себя вывод, что лучше всего давать тезисы, аргументируя их реальными ситуациями из жизни.
Вернемся к процессу собеседования. К его теоретическим аспектам. Презентуя себя, мы продаем свои личностные качества. И в свете этого, я решил рассказать о таком полезном и на мой взгляд фундаментальном навыке - о способности ошибаться (стремись услышать нет).
Способность ошибаться - для меня, это постоянное стремление в среду получения нового опыта, профессионального или личного, измеряемое в количестве допущенных ошибок или в количестве услышанных отказов.
Например: скорость моего знакомства с каким либо навыком прямо-пропорциональна количеству ошибок допущенных при развитии этого навыка. Ведь каждый раз нужно ошибиться по разному. В этом случае, каждая ошибка хоть и вызывает сначала раздражение - я еще подразумеваю что ошибаться это плохо. А затем получаю удовольствие - новая ошибка, новый опыт в копилку.
Я сто раз услышал "Нет" по телефону на своей работе, но каждый раз это было другое "Нет". Значит я накопил опыт. Большинство же людей по статистике, чаще боится совершать ошибки, считая их чем-то ужасным. Это и позволяет становится мне и участникам группы лидерами - мы идем на страх ошибки.
Здесь отмечу, важно не переборщить. Учиться ошибаться с минииальным риском, постепенно его повышая. Но. Главное ошибаться. Хотя бы в мелочах поначалу. Делать что-то по новому.
Очень интересно развивать эту способность. И думаю как раз на благодаря ей очень внимательно смотрят на вас как работодатели, так и кандидаты. Работодатели ищут людей готовых ошибаться и брать на себя ответственность - они ищут себя в окружающих, ведь сами учились ошибаться по мере своего роста. А кандидаты ищут руководителей способных ошибаться, потому как такие руководители представляются им смелыми лидерами, способными повести за собой других и привести к успеху.
Закончили мы занятие на общем шеринге. Каждый участник поделился своими впечатлениями и сомнениями. Я дал рекомендации по домашнему заданию - каждому свое задание, индивидуальное. На этом мы завершили занятие.
Следующая встреча группы 24 мая 2014. Будем проживать один день из адаптационного периода на новом рабочем месте. Желаете присоединится? Мы продолжаем набор к себе в группу. Приглашаем. Обязательно перед вступлением, мы проведем для вас индивидуальное собеседование.
Ратмир Саяхов 29.04.2014
тренер клуба Кросс-Екатеринбург.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.