• Личный кабинет
  • Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » » 2014 » Апрель » 4

Психодрама - словарь терминов (Игорь Науменко)

* Словарик терминов по психодраме

  1. Сцена

Место, где происходит действие, разыгрывается сюжет. В клинике Морено, в Биконе (США), была построена специальная трёхуровневая сцена. Уровни разделяли эпизоды в постановочной ситуации, или служили символами внутрипсихического разделения главного героя, его разнонаправленных переживаний.

Современная психодрама часто проводится на условной сцене - выделенной с помощью предметов или просто оговоренной части помещения, где проходит встреча психологической группы.

Сцена и пространство вне сцены позволяют, таким образом, создать в сознании участников две зоны реальности: игровую и аналитическую.

В первой происходит разыгрывание и проживание ситуации, с соответствующими изменениями в психике и при эмоциональном включении участников.

Во второй, участники могут наблюдать действие со стороны, видеть картину целиком, переживать и анализировать происходящее уже из другого состояния. «За сценой» остаются: зрители - незадействованные в постановке участники группы; туда может выходить ведущий психодрамы, и участник-протагонист, который ставит свою историю.

  1. Протагонист.

Первый игрок (от греч. «Ргоtos» - первый и «agon» - борьба, игра). Это участник, историю которого разыгрывают на сцене.

Выбор Протагониста в группе происходит, как правило, по двум основным критериям:

  1. желание участника поставить свою психодраму и
  2. согласие группы, основанное на сопричастности к теме или эмоциональном отклике на нее.

Протагонист – главное лицо в психодраме, ее «главный герой». Он не только ставит свою историю, проживает свой конфликт и преобразуется, но и дает остальным участникам возможность побыть в ролях, то есть получить для себя новый жизненный опыт, активировать свои ресурсы, способность сопереживать и лучше понимать других людей.

Протагонист:

  • проживает свою ситуацию на сцене «как в жизни» и освобождается от негативных эмоций, тревоги, напряжения или подавленности;
  • видит ситуацию со стороны, анализирует и вносит изменения;
  • примеряет образы других людей - своих родственников и близких, друзей, коллег, начальника,- и видит себя «их глазами»;
  • находит ресурс в образах героев своих фантазий,  книг, фильмов, исторических личностей;
  • создаёт с помощью группы необходимую обстановку и пробует новое для себя поведение;
  • получает отзывы от участников группы и ведущего, узнаёт как они реагировали на его историю, что чувствовали к Протагонисту и другим «персонажам» на сцене. Отзывы помогают Протагонисту сверять свои переживания с переживаниями других людей, видеть картину более цельной, полной и разнообразной.
  1. Группа в психодраме

Это те участники группы, которые в момент действия находятся вне сцены. Зрители наблюдают за событиями на сцене и сопереживают им или…не сопереживают. Терапевтические свойства театра использовались еще в древние времена, роль Зрителей доставалась и многим участникам культовых мистерий, обрядов и ритуалов.

Включенность группы в события на сцене зависят и от того, что там происходит, и от личных особенностей. В психодраме, как в групповой психотерапии, важны не только активные эмоциональные реакции группы, но и «холодность» или скука с их стороны. Группа может быть активной, сопереживая героям в трудных моментах, радуясь или возмущаясь их действиям. В психодраме группа наблюдает, не вмешиваясь, переживает индивидуально и отслеживает себя сама. После действия, у группы будет возможность поделиться своими чувствами и мыслями.

Группа далеко не всегда единодушна в переживаниях одной и той же сцены. Она может совершенно по-разному интерпретировать события, расставлять акценты. И это важно услышать как Протагонисту, так и всем участникам группового процесса.

Группа - это не только общие «темы» и сочувствие, но и разное видение, и реагирование. Когда разные взгляды и чувства высказаны в приемлемой форме, каждый участник получает представление о переживаниях, чувствах и мыслях других людей. То есть начинает понимать мотивы и источники поведения тех, кто рядом и тех, с кем происходит общение каждый день, вне группы.

Активная реакция группы или же выражение скуки, а то и усталости, часто отражают глубинные процессы психодрамы. Ведущий может заметить в подавленном поведении группы сопротивление тому, что происходит на сцене и взглянуть на сцену иначе. Возможно, Протагонисту не хватает ресурса, а то и группе в целом, особенно если созревает действительно что-то важное и значимое для многих участников.

В любом случае, группа - это не только переживающие в стороне участники, но точный индикатор группового процесса ипсиходрамы в целом. Каждый участник не только получает свою «порцию» эмоций, мыслей и инсайтов, но и делится этим с другими участниками, расширяя их жизненный опыт и знания.

  1. Разогрев.

Обычно это простое упражнение, игра или разговор на определенную тему, с которого начинается группа.

Разогрев делается для того, чтобы участники могли постепенно настроиться друг на друга, и, что не менее важно, – настроиться на самих себя и те темы, которые сегодня для них актуальны.

В классической схеме психодраматической работы разогрев завершался тем, что несколько участников группы изъявляли желание сделать на группе свою личную психодраматическую работу.

  1. Психодраматическое действие.

Это фаза инсценирования психодрамы в идеальном случае, приводящая к инсайту и катарсису. Именно на этой фазе применяются основные методы и техники психодрамы.

Протогониста выбирает или ведущий на основании предварительного знакомства с членами группы или какой-либо участник может сам предложить себя на эту роль. Режиссер выслушивает объяснения протогониста и получает информацию в достаточном количестве для того, чтобы можно было отразить его проблемы в сценическом действии. Когда специфика ситуации становиться ясной протогониста просят, чтобы он уже не рассказывал о ней, а разыгрывал её. Протагонист обставляет сцену с помощью подручных средств так, чтобы она максимально соответствовала воспроизводимому событию.

Помещение психодрамы должно предоставлять достаточно богатый выбор возможностей. В классическом варианте стулья в этом помещении расставляют так, как это делается для зрителей в театре. Обозначается и организуется сцена.

Протогонист выбирает вспомогательные «Я» или Дубля.

Далее разыгрывается само действие с помощью одной или нескольких техник психодрамы.

Дубль - участник, который заменяет Протагониста в его роли, пока тот находится в образах других персонажей, «за сценой» или в «зеркале». Протагонисту в ходе действия может потребоваться не один, а несколько Дублей, но, как правило, в конце остается всё же один - как свидетельство интеграции разрозненных частей. Основная задача Дубля - отражать состояние Протагониста в его роли по возможности максимально точно. Для этого Участник-Дубль старается подстроить своё поведение под поведение Протагониста: копирует движения тела, мимику, интонации. Вместе с этим, Дубль отмечает и то, что происходит с ним в такие моменты, насколько поведение или слова соответствуют возникающим чувствам и ощущениям. Опытный Дубль часто замечает противоречия и скрытые эмоции, которые сам Протагонист не видит или не осознает, и сообщает о них. Это помогает Протагонисту глубже заглянуть в себя и продвинуться к источнику проблемы. Дубль так же оказывает эмоциональную поддержку в трудном эпизоде, даже может «отыграть» сцену вместо Протагониста, если тот пока не готов играть ее сам, но хочет увидеть со стороны. Тогда Протагонист подробно рассказывает, что должен делать Дубль и корректирует «исполнение» роли по ходу действия. Дублирование требует от участников подготовки, как технической, так и психологической.

Дополнительные Я – это участники группы, которые играют вспомогательные роли в постановке. Спектр ролей и количество участников на сцене определяют сюжет, фантазия Протагониста, целесообразность и взгляд ведущего.

Участника в роли Дополнительного Я могут попросить изобразить неживой предмет, дерево, чувство или нечто фантастическое. «Предметы» могут молчать или разговаривать: произносить монологи о себе и своём значении для "людей" в сцене, рассказывать о владельце и его жизни. Они так же могут двигаться и воздействовать на Протагониста, преграждать путь, разделять людей и пространство, служить символами выражения внутренних образов и чувств. Такие роли бывают очень показательными в общей картине: незначительная с виду деталь, материализуясь, вдруг становится «говорящей о многом». Протагонист может испытать чувства, о которых не догадывался, получить инсайт, погрузиться в воспоминания о тех людях или событиях, которые важны и значимы для него. То есть начать двигаться в глубинное содержание своей постановки.

Дополнительные Я – это и те образы, которые воссоздают реальность Протагониста, его социальное окружение и совокупность отношений. И это не только люди из дня настоящего или близкого круга общения, но и люди из прошлого: старые знакомые, учителя и одноклассники, бывшие коллеги и начальники, случайные встречные, которые оставили впечатление, а так же умершие. Это могут быть и персонажи «из будущего»: желанный ребенок, будущий супруг или любовница, начальник на новом месте, работники разных служб и учреждений, клиенты и т.д. Дополнительные Я выступают как в единичной роли, так и «коллективом», который играет важную роль в жизни Протагониста. Причем «коллектив» может быть отражением, как малой группы, так и большой: этнической, религиозной, политической или другой крупной социальной общности.

Основная задача Дополнительного Я - передать максимально точно характер сцены и роли, создать атмосферу, близкую переживаниям Протагониста, и вступить с ним в диалог. Образы задает сам Протагонист, Дополнительные Я стараются, так же, как и Дубль, максимально войти в обозначенную роль. Это позволяет участникам получить новый опыт переживаний и поведения, осознать свои ресурсы или обнаружить сложности в исполнении определенной роли. То есть найти свои «темы». Участники в ролях довольно часто открывают в себе качества, о которых не подозревали и начинают действовать так, как им не удавалось из своего «обычного» состояния. Тем, кому ситуация Протагониста оказывается близка, порой удается увидеть и себя глазами других людей, и пережить чувства, которые переживают герои их собственной психодрамы.

После завершения психодрамы, участники рассказывают о своих чувствах из ролей. Они дают Протагонисту возможность увидеть ситуацию шире и глубже, найти в ней источники для преобразования своей жизни и новые пути, прийти к понимаю того, как устроен его внутренний мир и отношения с другими на самом деле.

  1. Шеринг

Это особый вид разговора в психодраматических группах. На шеринге организованном после психодраматического действия или упражнения, принято делиться чувствами и переживаниями, возникшими во время этого действия. На шеринге, проходящем в конце группы, принято делиться тем, что было важно сегодня на группе.

Во время шеринга важно придерживаться классического правила: говорить о себе, а не о других; не давать советов, оценок и интерпретаций другим участникам группы.

И, несмотря на все правила, самое сложное в шеринге - это научиться делиться своими чувствами так, чтобы при этом никак не задевать чувства других людей. Этому сложно учиться, но этот навык часто оказывается полезным и в обычной жизни.

Материал подготовил тренер КРОСС-Ростов Игорь Науменко
ведущий тренинга Терапия внутреннего ребенка

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]