- 11.07.2011
- 3418 Просмотров
- Обсудить
Читаю книгу А.Н. Энгельгардта "Письма из деревни".
Вводная:
Дело происходит в 1870-1880 гг. в Смоленской губернии, в окрестностях с. Батищево.
Фермеров, т.е. собственников земли, которые сами ведут хозяйство и работают, и едят вместе с батраками, нет.
Батраки – люди, не имеющие «своего загада» (т.е. не умеющие вести хозяйство сами) или безземельные.
Помещики – крупные собственники земли, сами в хозяйстве не понимают, у них есть штат администрации, которая «мерсикает ножкой» и пинает крестьян, хозяйство реально ведут старосты у помещиков, они под администрацией.
Есть два варианта для помещичьих хозяйств:
1) У помещиков есть только земля.
2) У помещиков есть земля, лошади, инструмент, батраки.
Источники дохода помещика (по убыванию выгоды):
1) Служба государственная или земская (местное самоуправление)
2) Сдача земли в аренду крестьянам на полную обработку
3) Самостоятельное ведение хозяйства
Ключевой фактор:
Даже если у помещика есть свои лошади, инвентарь, батраки – он не может выполнить летние работы в страду своими силами.
Самое напряжённое время для крестьян – летнее. Я так понял, к страде относят только конец лета. В это время косят сено и убирают хлеб.
В это время и помещикам, и крестьянам нужен очень интенсивный труд, это время возместить нельзя, от него критически зависит урожай и доход. Такова особенность сельского хозяйства в нашем климате.
Противоречие: помещику в страду нужны рабочие руки крестьян, а крестьянам в страду нужно работать на своих полях. Крестьяне без крайней нужды никогда не пойдут работать на чужом поле в страду.
Как помещик может заставить крестьян работать на себя летом:
Сравнительные выводы:
Ещё раз тезисами факты:
• Зажиточные мужики ни за какие деньги не нанимаются работать в летнее время на чужом поле, а арендуют землю и работают на себя;
• Имения оцениваются не по плодородию почв, а по количеству отрезков;
• Помещикам выгодней сдавать землю на полную обработку крестьянам с их лошадьми, инструментом, чем вести хозяйство самим;
• Для мужика недоедать, не есть мяса есть и есть пушной (т.е. из ржи с соломой, по-простому) хлеб – постоянная практика (язык не поворачивается сказать «норма»);
Энгельгардт пишет, что среди крестьянских детей смертность выше, чем среди телят – тут просто без комментариев. У крестьян нет белого хлеба на соску ребёнку.
Вопрос:
Меня удивил перекос в понимании, что такое «хорошо» и «плохо» в хозяйстве среди помещиков и городских жителей, интеллигенции – с одной стороны, и крестьян, основной массы населения – с другой стороны.
Интересно, есть ли сейчас такой перекос? И если есть, то в чём он?
Вводная:
Дело происходит в 1870-1880 гг. в Смоленской губернии, в окрестностях с. Батищево.
Фермеров, т.е. собственников земли, которые сами ведут хозяйство и работают, и едят вместе с батраками, нет.
Батраки – люди, не имеющие «своего загада» (т.е. не умеющие вести хозяйство сами) или безземельные.
Помещики – крупные собственники земли, сами в хозяйстве не понимают, у них есть штат администрации, которая «мерсикает ножкой» и пинает крестьян, хозяйство реально ведут старосты у помещиков, они под администрацией.
Есть два варианта для помещичьих хозяйств:
1) У помещиков есть только земля.
2) У помещиков есть земля, лошади, инструмент, батраки.
Источники дохода помещика (по убыванию выгоды):
1) Служба государственная или земская (местное самоуправление)
2) Сдача земли в аренду крестьянам на полную обработку
3) Самостоятельное ведение хозяйства
Ключевой фактор:
Даже если у помещика есть свои лошади, инвентарь, батраки – он не может выполнить летние работы в страду своими силами.
Самое напряжённое время для крестьян – летнее. Я так понял, к страде относят только конец лета. В это время косят сено и убирают хлеб.
В это время и помещикам, и крестьянам нужен очень интенсивный труд, это время возместить нельзя, от него критически зависит урожай и доход. Такова особенность сельского хозяйства в нашем климате.
Противоречие: помещику в страду нужны рабочие руки крестьян, а крестьянам в страду нужно работать на своих полях. Крестьяне без крайней нужды никогда не пойдут работать на чужом поле в страду.
Как помещик может заставить крестьян работать на себя летом:
- отрезки как выгоны (пастбища); отрезки – излишки земли сверх нормы, установленной «Положением» 1861г, которые были на границе крестьянских и помещичьих полей, и были переданы помещикам; крестьянам нужны пастбища, они не могут отправлять пастись скот далеко;
- отрезки как способ штрафов; помещики могут захватить скотину крестьян, если она забредёт на их земли, насколько я понял;
- неурожай, высокие цены на хлеб; крестьяне весь год каждый год недоедают, так что неурожай ставить их на грань голодной смерти; все крестьяне покупают хлеб для пропитания, если не хватает хлеба «до нови», т.е. до нового урожая, или ещё хуже – уже зимой, крестьяне сначала занимают деньги даже под очень большие проценты, ищут зимней работы, продают скот за бесценок, но только не соглашаются на летнюю работу.
Сравнительные выводы:
Крестьяне | Помещики |
Сами ведут хозяйство, «понимают» | Не ведут хозяйства, «не понимают» |
В страду нужно работать на себя | В страду не могут выполнить работы своими батраками |
Покупают хлеб | Продают хлеб |
Основная пища – ржаной хлеб, не едят мяса | Едят мало хлеба, основная пища – мясо, молоко и пр. |
Хлеб дёшев, мясо дорого, труд дорог, нет отрезков – хорошо, и наоборот | Хлеб дорог, мясо дёшево, труд дёшев, есть отрезки – хорошо, и наоборот |
Эффективно обрабатывают землю | Неэффективно обрабатывают землю |
Урожай – хорошо, и наоборот | Неурожай – хорошо, и наоборот |
Ещё раз тезисами факты:
• Зажиточные мужики ни за какие деньги не нанимаются работать в летнее время на чужом поле, а арендуют землю и работают на себя;
• Имения оцениваются не по плодородию почв, а по количеству отрезков;
• Помещикам выгодней сдавать землю на полную обработку крестьянам с их лошадьми, инструментом, чем вести хозяйство самим;
• Для мужика недоедать, не есть мяса есть и есть пушной (т.е. из ржи с соломой, по-простому) хлеб – постоянная практика (язык не поворачивается сказать «норма»);
Энгельгардт пишет, что среди крестьянских детей смертность выше, чем среди телят – тут просто без комментариев. У крестьян нет белого хлеба на соску ребёнку.
Вопрос:
Меня удивил перекос в понимании, что такое «хорошо» и «плохо» в хозяйстве среди помещиков и городских жителей, интеллигенции – с одной стороны, и крестьян, основной массы населения – с другой стороны.
Интересно, есть ли сейчас такой перекос? И если есть, то в чём он?
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.