- 02.08.2010
- 3012 Просмотров
- Обсудить
Морально ли поступает человек, который не "кидается" на помощь, пока его не попросили? Где та хрупкая грань между избавительством и анти - избавительством?
В одной из публичных консультаций некий специалист, у которого спросили, что делать когда пьяный муж пришел домой, ответил так: "Закрыть перед ним дверь". Женщина рассказала мне эту ситуацию с вопросом: "А как же нравственность, мораль? Разве можно закрывать перед человеком дверь?"
Оказывается, что один и тот же поступок может выглядеть и как нравственный (моральный), и как безнравственный - в зависимости от "истолкования
сущности человеческой природы", или иначе - от "характера нашей веры в природу человека" (Карен Хорни "Невроз и личностный рост").
Далее по поводу морали хочется привести цитату из Карен Хорни "Невроз и личностный рост": "...существуют
три основные концепции назначения морали, основанные на разном истолковании
сущности человеческой природы. От навязанных запретов и ограничений не могут
отказаться те, кто верит (какими бы словами это ни называлось), что человек по природе грешен или движим
примитивными инстинктами (Фрейд). Целью морали тогда становится приручение или
преодоление status naturae (естественного состояния) человека, а не его
развитие.
Цель морали становится иной для тех, кто верит, что человек от природы и "добр" и
одновременно "плох" (грешен или деструктивен). Тогда сердцевиной
морали становится подстраховка конечной победы врожденной доброты, очищенной,
направленной или усиленной такими элементами, как вера, разум, воля или
благодать – в соответствии с особенностями главенствующей религиозной или
этической концепции. Здесь ударение не ставится исключительно на победе над
злом или на подавлении зла, поскольку есть и позитивная программа. Однако она
опирается или на некую сверхъестественную помощь, или на сильный идеал разума
или воли, который сам по себе подразумевает применение запрещающих и
сдерживающих внутренних предписаний.
И, наконец, проблема нравственности предстает совершенно
иной, когда мы считаем, что врожденными
у человека являются конструктивные силы развития, эволюции, и именно они
побуждают человека к осуществлению заложенных в нем возможностей. Это не
означает, что человек в своей основе добр и хорош, поскольку противное
подразумевало бы заранее данное человеку знание о добре и зле. Это означает,
что человек по природе своей добровольно
стремится к самоосуществлению, и его система ценностей вырастает из этого
стремления.
Ясно, что он не может раскрыть свой человеческий потенциал, если не верит в себя, не активен и не продуктивен, если он не строит отношения с людьми в духе взаимности, если отдается, по выражению Шелли, "поклонению темному идолу Я" ("dark idolatry of self") и постоянно приписывает свои недостатки несовершенству окружающих. Вырасти, в истинном смысле слова, он сможет только возлагая ответственность за это на самого себя."
Назовем для краткости первый подход к личности - "Человек плох", третий подход к личности - "Человек хорош". Человек пьет по той причине, что ему "плохо". Если подходить к нему с первой позиции -его надо ругать, критиковать и наказывать. Или опекать, контролировать, учить жить и все делать за него - сам-то ведь он ничего путем не может!
Если подходить с третьей позиции - то он сам разберется со своими проблемами, если только ему не мешать. Если дождаться, когда помощь он попросит сам - то такая помощь будет по-настоящему действенной и полезной.
А как думаете вы?
(Галина Китаева)
Posted 8 on 02.08.2010
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.