Меню
Назад » » 2017 » Сентябрь » 27

Интерпретации типологий с позиций Эго состояний Э. Берна. (Мои достижения. Ольга Чернышова)

Привет Всем, кто будет читать этот пост. Меня зовут Ольга Чернышова. Мне захотелось поделиться с вами своими мыслями.

Я занимаюсь и интересуюсь психологией уже около 6 лет. Примерно столько же состою в клубе КРОСС. После прочтения книг М.Е Литвака меня захватила ещё и философия. И я считаю, что психология и вообще науки и направления о Душе являются одним из больших разделов философии. Больше всего меня увлекла теория Трансактного анализа Э.Берна, гуманитарная парадигма А. Маслоу и конечно, теория о психологических типах К.Г.Юнга.

На основе этих течений появились многие психологические типологии, которые описывают характер, поведение человека, его взаимодействие с другими людьми. Это, например, типология MBTI Майерс - Бригс, соционика А. Аугустинавичюте, психософия А. Афанасьева, темпористика А. Латышева и Н. Шерман. Многие из этих типологий признаны официальной наукой, другие только развиваются. Но самое интересное, что они подсвечивают жизнь новыми красками. Позволяют найти в себе какие то интересные стороны и развивать их.

Эти типологии дают во многих случаях реальные инструменты выхода из каких - то сложных жизненных ситуаций. Конечно, бывают случаи, когда человек может воспользоваться такой типологией для оправдания своих недостатков, но, по-моему мнению, – в этих типологияхзаключены очень интересные вещи, позволяющие увидеть уникальность каждого человека. По одной из таких типологий – соционике - я защитила степень бакалавра и написала квалификационную статью.

Приведу здесь небольшой отрывок из моей статьи:


Интерпретации типологий с позиций Эго состояний Э. Берна.
К одной из универсальных моделей, описывающих структуру психики индивидуума, относится модель психотерапевта Эрика Берна, построенная на структурном анализе личности и включающая три Эго состояния – Родителя, Взрослого и Ребенка. Взаимодействие индивидуумов в этой модели описывается посредством транзактного анализа – обмена репликами, исходящими из одного Эго состояния и воспринимаемого другим Эго состоянием. Полностью дополняющие транзакции возможны только между двумя состояниями – состояниями Родителя и Ребенка. Взрослое состояние, в таком случае, остается без дополняющего компонента (здесь не рассматриваются танзакции между тождественными Эго состояниями). Три изначальных Эго состояния характеризуются неким психологическим возрастом (отсюда и названия), паттерны поведения которого используются человеком в повседневной жизни.

Однако, в реальной жизни, ребенок не сразу становится взрослым, а проходит сложный этап формирования личности, который называется подростковым. В это время происходит колебание оценки индивидуума себя как личности, человек может то возвышать, то обесценивать свои достижения. Если ввести в диаграмму личности по Э. Берну еще одно состояние, то возможно достроить систему Эго состояний до четырех компонентов, которые будут полностью дополнять друг друга. Данное Эго состояние можно назвать Подростковым или Подростком. Оно отвечает за те сферы деятельности личности, которые интересны ей, но вызывают сомнения в совершаемых действиях и принимаемых решениях.

Другим важным открытием сделанным Э. Берном было нахождение установок личности, отображающих отношение человека к себе, людям, окружающей реальности («Я±, Ты ±»). Данные установки нашли применение во многих психологических системах (например, системе КРОСС М. Литвака).
Полученную четырехкомпонентную систему Эго состояний можно применить для построения принципа соответствия функций в моделях Юнговских типологий, внутренней динамики типов, а также модели интертипных отношений.


Эта статья - моя попытка взглянуть на развитие личности в комплексе, увидеть пути развития качеств человека, его способностей и понять, для чего же нужны нам наши слабости и действительно ли они являются таковыми. Главный вывод, который я сделала для себя – не стоить воспринимать свои слабые стороны как недостатки, а только как особенности, давать им место быть и не отвергать их, а интегрировать – принимать их такими, какие они есть.

Такой подход, на мой взгляд, позволяет принимать себя в целостности, не отвергать что - то в себе. А это, в свою очередь, очень сказывается на отношениях личности с окружающей действительностью, потому что, приятие себя и своих недостатков, позволяет принимать других людей и реальность в их целостности, не разделяя на хорошее и плохое, на белое и черное и т.д. Именно об этом пишет в своей статье о самоактуализации А. Маслоу, именно так мне видится выход из сценария по Э. Берну, именно так человек может найти свой путь к Самости по К.Г.Юнгу. Эти мысли и есть мои самые главные достижения.

 


Спасибо, что прочли до конца. С Вами была Ольга Чернышова.
27.09.2017г.

3 Галина_Китаева  
0
Оля, взаимно!

1 Галина_Китаева  
1
Оля, спасибо!

2 chernyshova__olga  
Галина, спасибо Вам))) спасибо за поддержку и Ваше участие))) Люблю Вас)))) love

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]