- 03.07.2012
- 2462 Просмотра
- Обсудить
Добрый день увжаемые читатели. Хочу поделиться с вами...
А чем поделиться то?
Итак делюсь:
- Впечатлениями от
первого занятия по манипуляциям.
- Теоретическими
материалом занятия.
- Своим опытом.
Что прошу взамен у вас?
- Внимание и
прочтение.
- Комментарии и обсуждение.
- Применение того что
прочитаете.
- Если прочитали
применили - прошу обратную связь. Как вам инструменты?
Итак 13 мая 2012 проходило мое первое занятие в этом году на площадке клуба
Кросс.
Первый шаг в любом направлении для меня самый сложный и страшный. Ведь не
знаешь многих вещей: Как пройдет занятие? Кто будут твои участники? Какие цели
будут достигнуты, а какие нет?
Но мы с вами люди взрослые, уже умеем идти на страх и делать первые шаги.
Вот и я, уважаемые читатели, преодолевая страх пришел на свое первое занятие.
План занятия:
- Знакомство
- Введение в занятия
- цели участников, цель моя на наши совместные занятия
- Теория. Конфликт.
Стратегии поведения. Понятие манипуляциия.
- Практическое
упражнение. Тест Томаса - позволяет определить вашу стратегию в конфликте.
- Теория. Виды
манипуляций.
- Практическое
упражнение. Игра: "Я - мои эмоции". (незапланированный
творческий элемент)
- Теория. Схема
реализации манипуляции. Причины по которым люди манипулируют.
Как это было.
Знакомство.
На первое занятие ко мне пришли четыре человека. Ни с кем из них я особо не
был знаком. Нужно было с чего то начинать, наладить контакт. По ощущениям мне
очень тяжело вести занятие с незнакомыми людьми. Из этих соображений я сделал
вывод: Для продуктивной работы вместе, нужно как можно быстрее наладить контакт
с моими партнерами по изучению манипуляций - с моими слушателями. А помогла мне
в этом творческая игра: "Я - мои эмоции". Обратите внимание, идея
игры "родилась" в моем сознании во время занятия - это элемент
творчества.
Введение в занятия.
Во время этой части занятия, я рассказывал что может нам дать изучение
манипуляций. Мои предположения на этот счет:
- Получим
удовольствие от занятий.
- Узнаем новую
интересную теорию.
- Получим
практические навыки работы с манипуляциями в личном и в деловом общении.
- Разберемся в
особенностях своего поведения в общении.
Вы заметили? Я говорю что это мои предположения о том что могут нам дать
занятия. В то же время я попросил участников написать те цели которые они себе
ставят перед занятиями. Цели я разделил на два типа:
- Эмоциональная цель
- что хочу чувствовать по окончании занятий.
- Практическая цель -
какой измеримый результат хочу получить. Цель близкая к цифрам.
Я думаю такая обратная связь важна. Ведь именно она определяет направление
моей деятельности, а не мои личные представления о том чего вы хотите от моих
занятий.
Моя цель на занятия:
- Эмоциональная -
удовольствие от того что люди по окончании занятий начнут разделять часть
моих взглядов. Радость от осознания того, что люди научились общаться с
другими комфортно и с удовольствием благодаря проведенным со мною
занятиям.
- Практическая - в
течении семи месяцев провести три цикла занятий и выйти в конце года на
следующие показатели: средняя посещаемость 9 человек. Стоимость трех
часового занятия = 1000 руб.
Как видите мои цели достаточно амбициозные. Но для того чтобы их достичь
необходимо научиться что делать реально полезное для вас - участников моих
занятий. Когда вы будете достигать своих целей, тогда и я смогу реализовать
свои цели. Кстати, вы уже догадались наверное и увидели сейчас: моя цель
основана на достижении целей моих партнеров - это одна из стратегий поведения -
сотрудничество.
Перешли к Теории. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте.
Стратегия поведения в общении или в конфликте, при которой происходит
максимальное удовлетворение своих потребностей, при максимальном удовлетворении
потребностей партнера, называется СОТРУДНИЧЕСТВО. Это
единственная конструктивная стратегия поведения, но она же и максимально
сложная - для ее реализации необходимы ресурсы времени и энергии.
Конфликт. Понятие конфликта понятно -
столкновение интересов. А вот виды конфликтов пока не ясны. Мы вместе с
ребятами разбираем какие бывают конфликты и их особенности:
- Деловой конфликт:
- Характерно противоречие
интересов материальных.
- Стороны как правило стремятся
найти взаимовыгодный вариант.
- Разрешая деловой конфликт мы
становимся с партнерами ближе друг к другу.
- Психологический конфликт:
- Противоречие интересов
материальных является лишь поводом для перехода на личности.
- В процессе конфликта мы
отдаляемся друг от друга.
Далее мы
обсудили с ребятами закон конфликта. Об этом законе подробнее узнавайте на моих
занятиях.
Затем
обсудили и разобрались в особенностях стратегий поведения в конфликте с точки
зрения удовлетворения своих потребностей и потребностей партнера. Я на занятиях
выделяю 5 стратегий поведения:
- Противоборство - Акула.
- Уступка - пушистый Зайка
серенький.
- Избегание - Черепаха в панцире.
- Компромисс - уравновешенные
Весы.
- Сотрудничество - две
самостоятельных Звезды, соприкасающихся лучами.
Кстати
вопрос вам. К какой из этих стратегий поведения вы бы отнесете манипулирование?
Ответы можно оставить в комментариях.
Об особенностях каждой из стратегий мне рассказывают сами участники занятий. Я только спрашиваю что они понимают под этими стратегиями.
После небольшого перерыва мы делаем тест на выявление преобладающих стратегий поведения в конфликте. Результаты разные и дают каждому участнику информацию для размышления: о привычных стратегиях поведения, о том какую стратегию нужно отточить, а какую наоборот убавить в своем проявлении. Вообще получая цифровую информацию начинаешь сразу видеть что нужно делать.
Да и
обратите внимание, очень важно уметь пользоваться любой стратегией поведения в
конфликте - это, я считаю, одна из ключевых способностей для грамотного общения.
И вот вам пример: стратегия избегания(игнорирования) - одна из самых жестких и
опасных для близких отношений. Однако, в тоже время избегания отличная
стратегия для конфликтов с малознакомыми людьми - с толпой хулиганов мы обычно
не вступаем в обсуждение потребностей, обычно мы "ноги в руки" и
уходим - и здесь избегание наилучшая стратегия. При работе с подчиненными может
быть противоборство, особенно в случаях когда решение нужно принять быстро и
быстро его выполнить.
Далее мы разобрали понятие манипуляции, ее место среди стратегий поведения в конфликте.
Затронули
класиффикации манипуляций:
- прагматические/гидонестические
(выйгрыш в виде эмоции)
- осознанные/неосознанные.
- Позитивные/негативные
О
характеристиках тех или иных манипуляций я спрашиваю у участников, и участники,
как ни странно для первого занятия, отвечают точно на мои вопросы.
Я слегка ушел глубже в теорию. Но ничего. В нашем первом занятии было и
практическое упражнение.
Упражнение на умение выражать эмоции - мы выражали спектр эмоций, смотрели
друг на друга и помогали проявиться. Попробовать в группе незнакомых людей
немного раскрыться, выпустить свое "Дитя" на волю, дать ему
познакомиться с другими "дитятями", довериться миру и увидеть что
мир (группа) спокойно воспринимает твое поведение. Давайте подумаем вместе -
нужно ли это упражнение?Вы можете рассказать в комментариях как вам выражение
эмоций помогало или мешало в жизни?
И на
последок. Самый важный вопрос занятия для меня - это схема
манипулятивного воздействия. На мой взгляд, зная схему манипуляции,
можно быстро отследить манипулятивное воздействие и остановить его. Именно
после этого занятия я стал больше времени проводить в тревоге, когда меня что
то беспокоило. Раньше я пытался как можно быстрее снять тревогу, заткнуть ее. Теперь я работаю с ней - она как мой охранник, говорит мне что мои решения вредят мне. Результат не заставил себя ждать, и вылился в поток инсайтов, разрешений и ответов, найденных самостоятельно.
На этом
закончилась наша первая встреча. Первый день из цикла занятий.
Желающие -
присоединяйтесь.
Р.А.Саяхов
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.