- 27.03.2023
- 726 Просмотров
- Обсудить
Друзья, приветствую Вас.
Меня зовут Муслимат, и я приглашаю вас на киноклуб КРОСС - Муслимат Магомедовой.
Публикую текст встречи онлайн киноклуба, которая была проведена 26.02.2023.
Возможно, это будет интересно тем, кто не участвовал на встрече, не смотрел фильм, который мы обсуждали, а если и смотрел это кино – может по-новому на него взглянуть.
Предупрежу сразу: у нас была не совсем обычная встреча, так как в ней принимала участие эксперт и практик в вопросе танца – наша карьеристка и балерина (а в ближайшем будущем – дипломированный специалист – реабилитолог), по образованию – филолог, учёный лингвист, а также мой педагог балетного онлайн класса – Нина Анатолиевна Анашкина.
Нина Анатолиевна рассказала на встрече про историю и особенности техники контактной импровизации.
Сначала я приведу мой текст, а затем – текст Нины Анатолиевны.
Итак, «Шагни вперед - это французская кинолента.
Её автор – Седрик Клапиш,
любит молодежь. Все его картины посвящены сердечным историям, страху одиночества и прочим трогательным драмам юной жизни — вплоть до поисков пропавшего кота.
Вопрос к тем, кто смотрел этот лирический фильм: чем вам он запомнился? В нём есть мучительные драмы? Нет.
А отрицательные герои в нём есть? Тоже нет.
И ещё, главные герои здесь играют самих себя (балерина – балерину; танцор танцевальной техники контактной импровизации – танцора этой техники).
Лента повествует историю возрождения балерины после травмы и воспевает танцевальное искусство всеми доступными кино способами.
А ещё здесь поднимаются вопросы положения женщины (помните эпизод, где новая знакомая Эллизы – Сабрина (бывшая балерина)), устроила скандал на фотосессии?
А ещё поднимаются вопросы отношений с родителями (взаимоотношения Элизы с её отцом).
В фильме «Шагни вперед» режиссёр снимает группу милых молодых людей, размышляющих о смысле жизни, активно само выражающихся, старающихся жить наполнено и красиво.
Первые 15 минут обходятся вообще без диалогов – это небольшая сцена, демонстрирующая идеальную, возвышенную красоту балета. В нем все строго координировано и точно, разум и тело танцоров мобилизованы, чувства подчинены движению. Но как бы изящна и привычна ни была прежняя жизнь, приходится менять все, если возможности тела иссякают.
Кто помнит, с чего начинается сюжетная линия фильма?
Правильно, с того, что в театре парижской оперы во время исполнения балета «Баядерка», перед самым выходом на подмостки прима-балерина Элиза (настоящая актриса парижского балета Марион Барбо, для которой это первая роль в кино) становится свидетельницей любовной сцены между бойфрендом и одной из танцовщиц.
Скажите, а вам изменяли? Мне в прошлом – да. Что вы чувствовали? А как вы себя вели?
Мне очень понравилось поведение главной героини – Элизы в этой ситуации: с трудом справляясь с волнением, она исполняет свою партию, но в финале первого акта не выдерживает — падает и подворачивает ногу.
Кстати, отступление, Нина, мой хореографический педагог, говорила на одном из онлайн занятий, что мы тоже будем репетировать у неё Баядерку!
Но позвольте вернуться к нашему фильму.
Врач говорит, что Элизе придется сделать двухлетний перерыв в профессии.
Как вы думаете, для балерины это ерунда?
Конечно нет, ведь она всю жизнь посвятила танцам и у неё всё расписано по графику.
Для нашей героини это гораздо большая трагедия, чем потеря неверного приятеля.
Но её балетный терапевт и хороший друг по имени Ян (актёр Франсуа Севиль), говорит ей, чтобы она не опускала руки и не отказывалась от любимого дела.
Кстати, при такой травме балетный танцор может и не вернуться в профессию, Нина Анатолиевна потом нам расскажет, примеры балетных танцоров – кто выкарабкался и вернулся в балет, а кто вынужден был уйти со сцены (и это для танцора трагедия, ведь они танцуют потому, что не могут НЕ танцевать, это как дышать).
Хромота вынуждает Элизу менять образ жизни, и она едет с дружественной семейной парой в Бретань, где судьба сводит Элизу с труппой современного танца под руководством хореографа Хофеша Шехтера. Последний приглашает балерину порепетировать с ними.
Элиза начинает наблюдать за увлекательной работой труппы Шехтера, приехавшей с репетиционным туром в Бретань, в гостевой дом Жозиан (Мюриэль Робин) — покровительницы одаренных людей. Глядя на них, девушка проникается их философией и сопоставляет классическое танцевальное искусство с современным, открывая для себя альтернативный танец. И иную гармонию.
Элиза узнаёт Хофеша сначала как профессионала и её восхищает его танцевальная техника (помните, как она впервые видит его танец?!). А уже потом она видит, что он вообще-то привлекательный мужчина. И мне понравилось в Элизе, что она точно знает: чего не хочет! Тут нет интрижек (наша героиня НЕ флиртует с парнями, а корректно даёт понять, что ей нужно, а чего нет – мне нравится это в ней).
Хочу обратить ваше внимание на то, что противопоставление современного танца классике, вопреки ожиданиям, не утверждает превосходства ни одной из сторон. Пуанты и белые пачки «Баядерки» остаются нужными и важными, как мечты, как стремление к идеалу.
До встречи с этими жизнерадостными людьми Элиза чувствовала себя героиней классического балета и говорила о том, что танцы будто придумали, чтобы продемонстрировать женщинам неизбежность их грустной судьбы. «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка» - все классические сюжеты рассказывают о женщинах, у которых все идет наперекосяк. Героиня в белой пачке – это женщина с разбитым сердцем, и нет ни одного классического балета про счастливицу, которая ведет себя как хочет. Что позволяют далекие от строгих правил современные танцы, раскрепощающие человека, выпускающие его на волю из тюрьмы самоограничений. «Человечнее черпать вдохновение в своих сомнениях и слабостях», — учит Элизу парень из труппы.
В сюжете также заложено несколько параллельных линий: например, отношения Элизы с эмоционально замкнутым отцом (Дени Подалидес), все еще переживающим смерть жены. Папа, всегда мечтавший, чтобы Элиза стала юристом, совсем не умеет выражать любовь, и девушку это мучает.
Еще один забавный персонаж – физиотерапевт Янн (Франсуа Сивиль), который, наоборот, слишком чувствителен — и в любую минуту готов заплакать. Его суетливость и попытка сблизиться с Элизой на почве общей боли (обоих бросили возлюбленные) выглядит нелепо, но всерьез пожалеть его не удается: в фильме долгим терзаниям места нет.
Еще одна пара героев, оттеняющая танцевальную магистральную тему, — Сабрина (Сухейла Якуб) и Лоик (Пио Мармай). Они — странствующие кулинары, с которыми Элиза и попадает в Бретань. Приготовление изысканной пищи – это ведь тоже искусство. Даже — своего рода балет. Особенно, если речь о Франции.
А ещё я хочу сказать, что я сейчас прохожу терапию в балетном классе Нины Анашкиной (15.0. я здорово грохнулась в канаву и повредила колено), но благодаря подходу Нины в её уроках (а она учит нас балетной азбуке, йоге, технике контактной импровизации, фламенко, цыганочке и т.д.) я сейчас быстро встаю в строй и главное, делаю это с удовольствием.
А сейчас я передаю слово Нине Анатолиевне Анашкиной.
Киноклуб это синтез – это одновременно фильм (кино) и в то же время – возможность порассуждать (помыслить) над ним.
В основе каждого художественного произведения есть структура – каркас, скелет, на котором плетутся нити событий. Как филолог по образованию, ученый-лингвист, я бы выделила художественный приём в его основе - контраст. Например, бросается в глаза контрастная пара – балет классический и балет, построенный на элементах современного танца.
Есть контрасты и у остальных линий сюжета: взгляд ортодоксальных медиков на травму героини и взгляд доктора-кинезиотерапевта Яна и его кардинально другая подача проблемы.
Еще один сюжетный элемент на контрасте: пара друзей героини – они с одной стороны готовят изысканную кухню, с другой – живут в вагончике. Они влюблены, но постоянно ссорятся.
Элиза и её отец-юрист – контрастный дуэт, вокруг которого строится фильм.
Отец – эмоционально закрыт, и дочери не хватает его поддержки. Отец не привык выражать свои чувства, а дочь – делает это профессионально, ведь её профессия – сцена. Главная героиня невольно решила, что и в обычной жизни мир такой же красочный, как и сценический. И только травма подарила ей возможность разглядеть оттенки и полутона реальности. Элизе удалось уловить, что любовь отца – это не слова, а поступки. Характер девочки под влиянием травмы перерос, родились другие поступки и чувства.
В итоге, весь сюжет - это контрасты: ситуаций, характеров персонажей, и как следствие, их отношений. Эти противопоставления будут притягиваться друг к другу, как «плюс» всегда тянется к «минусу» по закону единства и борьбы противоположностей. В череде событий менялся внешний мир, а синтез «плюсов» и «минусов» преобразил и внутренний мир Элизы.
Образы классического балета, где женские персонажи не имеют право на счастье, контрастируют с современным танцем, где за счет более свободной хореографии транслируется свобода выбора.
Классические образы впитали прошлое, но не всё могут объяснить современному человеку. Классика всегда белого цвета, т.е. нормирована, и в каком-то смысле мертва. Если смотреть развитие языков - там происходит то же самое. Мёртвые языки: латынь, древнегреческий, санскрит. Их используют, но на них сейчас не говорят. Элементы классической азбуки уже существуют отдельно от жанра и служат методом в обучении другим видам танца и даже спорта, актерскому мастерству и многому другому.
С одной стороны, классические балеты идут на сценах театров оперы и балета, и как жанр развиваются с богатой историей. Сама же балетная азбука как латынь и древнегреческий: универсальный метод в обучении танцовщиков других направлений. Тем и прекрасен современный мир, что каждый может выбрать для себя подходящий ему вид танцевального искусства, используя балетные элементы как основу подготовки. Именно этим и воспользовалась девочка, найдя себя в современной хореографии жанра «контакт-импровизации». Здесь её классическая подготовка и пригодилась.
Для моего проекта, балетного класса онлайн, балетная азбука – идеальный, выверенный несколькими столетиями набор упражнений, который прошел жесточайший отбор и является системой шлифовки движений и постановки корпуса. А вот для комплексного подхода мне удалось включить и другие виды танцев, используя, например, элементы танцевальной импровизации. Ведь направление контакт-импровизации часто рассматривается как танцевально-двигательная терапия, элемент арт-терапии.
Основатель этого направления(«контакт») - хореограф, преподаватель в США, Стив Пэкстон, использовал «техники высвобождения» новых двигательных возможностей, избавление от мышечных зажимов. Сюда включены элементы айкидо, и другие восточные практики.
Почему «контакт»? Потому что участники действия контактируют. В фильме мы видим свободные движения: руки и ноги благодаря инерции создавали зрелищный трюк, используя её силу. Движения, разнонаправленные, спонтанные, сложных траекторий, но свободные, – подарили Элизе физический и психологический ресурс.
Если я только правильно понимаю, цитируя Николая Максимовича Цискаридзе, он получил когда-то аналогичную травму и был вынужден долго восстанавливаться. Вернуться ему на сцену удалось, а сыну Мариса Лиепы, Андрису, с такой же травмой карьеру танцовщика пришлось завершить. Кинезио-терапевт Ян поддержал Элизу, а терапия в новом виде танца восстановила её. Психологи часто используют танцевальную технику «контакта». Это способ наладить диалог с телом, оказаться «здесь и сейчас». Высказать и почувствовать с помощью движений то, что в обычной жизни невозможно, – основа такой терапии.
Структура свободного танца помогает вести диалог с собой и людьми, «прожить» эмоции телесных зажимов. Откуда они? Взрослый в отличие от спонтанного ребенка вынужден играть определенные роли. Разные участки тела отзываются на это зажатостью. Такой танец является Воспоминанием о спонтанности детства, и если это удаётся, то зажимы уходят. Как телесные, так и душевные.
Поиск совместных траекторий движения в паре — все это может быть 100 процентной импровизацией. В фильме мы видим парный танец, танец группы, танец соло. Постановка спектакля – это тоже более свободный диалог между режиссером и артистом.
На наших же уроках с помощью направления «контакт» сформируется навык чуткости к своему телу. Это только Ваш театр, без декораций и зрителя, а Вы направите внимание внутрь, не оглядываясь на зрительские симпатии. Ваши тренировки построятся на интересе и навыках, а сила воли пригодится минимально — Вы просто танцуете ДЛЯ СЕБЯ, найдете внутреннюю опору, без оглядки на окружающих. Вы сможете осознать своё тело как огромное богатство, которое с Вами уже сейчас, и увидеть: самое главное произведение искусства в любом направлении – это Вы. Без человека и его способности творить невозможен ни спектакль, ни картина. В этом – глубинная сущность искусства, где носителем художественного образа является, прежде всего, человек. Философия нашего проекта, балетного класса онлайн, проста: «Сцена — там, где ТЫ. Там, где ТЫ, — ТВОЯ сцена».
Созданная в дописьменную эпоху самая древняя практика психотерапии, основанная на творчестве человека - так мне видится статус искусства в нашем обществе.
Ещё античные историки говорили о таком явлении как «катарсис» – явление очищения человеческой души под влиянием художественного образа. В картине наглядно показано, как с помощью своего творчества в искусстве танца Элиза нашла ответы на загадки, предоставленные жизнью.
Друзья, если кто с детства грезил танцами, но не реализовал свои грёзы, добро пожаловать к Нине Анатолиевне.
Вот её ссылки в соцсетях:
https://vk.com/wall-218673679_28
https://vk.link/balet_online
Ссылки в группу онлайн балетного класса в Телеграмме:
https://t.me/baletonline
https://t.me/baletklassonline
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.