- 06.05.2015
- 2981 Просмотр
- Обсудить
Гений не принадлежит себе – это рупор Бога.
Неизвестный автор
А мы с вами продолжим дальше. Все-таки я пишу научное исследование, а не юмористический рассказ. И посвящено оно не столько литераторам, сколько научным работникам и изобретателям. Хотя, с моей точки зрения, юмор обязательно должен сопутствовать всем серьезным делам, ибо философы древности определяли человека как животное, которое умеет смеяться. Чувство юмора тесно связано с творческим мышлением. Поэтому что-то серьезное можно сделать только с улыбкой. Отсюда вытекает, что несерьезно быть серьезным. Нельзя делать серьезные дела с серьезным видом. Это несерьезно. Но, с другой стороны, если вы будете писать о своих открытиях понятным, четким и доступным языком не только для мужей науки, но и для непосвященных, то вас могут обвинить в примитивности, хотя вы сами понимаете, что просто - это еще не значит примитивно.
Итак, следует помнить, что история всех великих открытий имеет три этапа:
1-й - этого не может быть, потому что не может быть никогда;
2-й - в этом что-то есть;
3-й - только так и должно быть.
Отсюда вытекает ряд научных примет:
1. Если то, что вы придумали, встречается публикой восторженно, следовательно, вы не придумали ничего принципиально нового. В лучшем случае усовершенствовали известное.
2. Если то, что вы придумали, вызывает бурный протест, возмущение, иронию, насмешку, а вас самих пытаются поместить в сумасшедший дом, посадить в тюрьму или сжечь на костре, то не исключено, что вы сделали великое открытие. Ибо великое открытие заставляет пересмотреть или перестроить столь многое, что лучше от него отказаться, а его создателя уничтожить.
Точно не знаю, но почти уверен, что изобретателю автомобиля чиновник, который имел свой выезд, советовал не говорить глупостей, ибо повозка без лошадей ездить не может. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Но даже тогда, когда была представлена действующая модель, я думаю что чиновник транспортного ведомства со скепсисом сказал, что «в этом что-то есть».
Такова история почти всех великих открытий, которые мне известны.
Открытия Фрейда о сексуальной жизни ребенка, да и все остальные идеи вызвали бурный протест. В средние века его точно сожгли бы на костре. Его работа «Толкование сновидений», факт существования которой сейчас известен практически каждому культурному человеку, в течение первых 8 (!) лет после ее выхода была продана в количестве 600 экземпляров. Сейчас многие издатели на ней неплохо заработали. Но я не уверен, что количество читателей этой книги соответствует количеству проданных экземпляров... Просто Фрейд сейчас в моде.
В.Райх сидел в тюрьме. Поняли, приняли его до конца далеко не все, и уже после его смерти. Ф.Перлс, создатель гештальт-терапии, считался со школьных лет «паршивой овцой». Эти примеры можно было бы продолжить. Если некоторые и достигли славы и признания еще при своей жизни, то это скорее исключение.
Об этом в свое время писал А. Шопенгауэр. Он вообще не советовал добиваться славы, избавиться от гордости, особенно национальной. Но кто ж слушается мудрецов. Так вот, он поступки человека, которые могут привести к славе и деньгам разделил на творения и деяния. При жизни быстрей к внешнему успеху приводят деяния: путешествия, спортивные рекорды, покорение горных вершин, общественная и политическая деятельность. Творения редко ведут к славе еще при жизни его создателя. Но именно эту славу А.Шопенгауэр называет истиной.
Так вот, истинная слава разгорается медленно и достигает апогея только после смерти, нередко насильственной, создателя творения. Примером тому могут быть Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно. А если прямо не убивают, но создают условия такие, что долго не проживешь (Хотите пример - Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий. Я могу привести много примеров, но эти имена ничего не будут говорить нашим читателям. Это многие мои пациенты, которым не удавалось реализовать свою гениальность, а если и удавалось, то они не смогли добиться признания и сносного материального положения).
Поэтому я хочу еще раз повторить, что родители правильно поступают, когда выбивают из своих детей гениальность и доводят их до состояния тупости. Они, может быть, тем самым спасают им жизнь. Но делают ли они их счастливыми? Создатель гуманистической психологии А.Маслоу утверждает, что истинного счастья сможет достичь лишь тот, кто реализует свои способности, свою гениальность.
К сожалению, многих гениев можно назвать гениотами: гениальными идиотами. Гениями - потому что делают великие открытия, идиотами - потому что пытаются их сразу же внедрить в жизнь, то есть перестроить весь мир.
Вот помочь избавиться от этого идиотизма и оставить одну гениальность я и хочу помочь нашим гениям.
С моей точки зрения все гении должны пройти психологическую подготовку для того, чтобы суметь еще при своей жизни увидеть плоды своих трудов, стать богатыми и остаться здоровыми.
Дорогие мои гении, если посещать тренинги и читать психологическую литературу у вас нет времени, то постарайтесь следовать нескольким правилам.
Сделав великое открытие, не выбегайте голым, как Архимед, и не кричите «Эврика», а притворитесь дурачком (по-моему, так поступал А.Эйнштейн) и выскажите свою мысль так, как будто вы ее где-то вычитали. Можно приписать ее какому-нибудь умершему авторитету или древнегреческому философу.
Если вы ее преподнесете как свою и покажете большому авторитету, то вас ждет судьба Г.Менделя, скромного монаха, открывшего законы генетики. Плоды своих многолетних исследований он показал одному авторитету (не хочу называть его имени). Тот сказал ему, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Мендель ему поверил и больше научными исследованиями не занимался. Хорошо, что добросовестным ученым Моргану и Менделю удалось отыскать эту брошюру и процитировать его работу. Иначе его имя так и осталось бы неизвестным даже потомкам. (Несколько слов по поводу словосочетания «добросовестный ученый». Словосочетание довольно нелепое. Ученый всегда добросовестный, а если недобросовестный, то не ученый, а принявший вид ученого. У нас есть ряд слов, к которым присоединение любого эпитета неуместно: любовь, друг, честность, счастье и ряд других. Как можно говорить «искренняя любовь», «преданный друг», «настоящая честность», «полное счастье». Любовь она и есть любовь. Искренность является ее составной частью. Когда мы говорим, что есть искренняя любовь, значит, мы допускаем, что есть и любовь неискренняя. Может ли быть друг предателем, честность ненастоящей, а счастье неполным?).
Гений нуждается в длительном психологическом тренинге. За гениальность приходится расплачиваться одиночеством. Мы все нуждаемся в похвале. Но мы, рядовые люди, делая обычные дела получаем необходимые нам поглаживания от окружающих. Гений лишен этих источников поглаживания именно в тот момент, когда он больше всего в них нуждается. Поэтому прежде чем приступать к свершению великих открытий, следует подготовить себя к тому, что ЕДИНСТВЕННЫМ источником положительных эмоций будешь ты сам. Никто кроме тебя самого тебя не похвалит. И здесь я советую прислушаться к мнению А.С.Пушкина, которое уже один раз приводилось в этой книге.
Поэт! не дорожи любовиюнародной.
Восторженных похвал пройдет минуты шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Шопенгауэр считал, что основной источник счастья - это собственная личность. У гениев, совершивших великие открытия, личность развита особо высоко, и следует научиться довольствоваться именно этим высоким развитием. Это может избавить гения от многих мучений и издевательств.
Шопенгауэр с горечью писал: «Жизнь идет так быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей славы и не получу моей награды».
Но прошло уже более ста лет. Сейчас психологические технологии продвинулись, и многим из моих подопечных удалось выразить свою гениальность, добиться известности хотя бы в узком круге специалистов, и не бедствовать материально.
Опираясь на опыт тех, кому после прохождения психологической подготовки удалось сделать что-то принципиально новое и не бедствовать материально, я хочу дать несколько практических советов:
1. Прежде всего, избавьтесь от миссионерских тенденций. Если вы убедились, что ваше открытие может перевернуть все представления и осчастливить многих людей, не говорите вслух об этом и попытайтесь помочь хотя бы нескольким. Так у вас постепенно сформируется группа поддержки.
2. Стройте свою систему вне той официальной пирамиды, где вы находитесь. Но в той системе, которую вы построили, вы должны занимать первое место.
3. Никогда в официальной пирамиде не занимайте второго места. Руководитель стоит на вершине, а второй упирается в его задницу и перспективы не видит. Второй в своей деятельности все время выполняет указания первого. Если хотите чего-то добиться, беседуйте с нужным для вас человеком один на один.
4. Но нельзя занимать и самое низкое положение. Тогда вами будут помыкать все.
5. Четко выполняйте обязанности, за которые вам платят деньги, но прослывите чудаком. Уволить вас не смогут, да и не будут хотеть, но никто не предложит административной деятельности или занятие общественной работой. (Общественная работа сгубила ни одного гения. На ней он растрачивал энергию, и для проявления своей гениальности у него не хватало времени. В конце концов, у них возникало субдепрессивное состояние и они уже не жили, а доживали).
6. Ведите себя так, чтобы ваш начальник никогда не видел в вас конкурента. Тогда он не только не будет против вас выступать, но и кое в чем поддержит. Если вам удастся прослыть чудаком, то автоматически вы выполните и это правило.
7. Никогда не выступайте на производственных совещаниях со своими предложениями. Большинство совещаний не имеет здравого смысла и является потерей времени. Лучше во время совещания тихонечко читать книгу или вообще заняться каким-нибудь своим делом. Я, например, стараюсь принять позу и выражение лица, кого-нибудь из присутствующих на совещании. Так мне удалось лучше узнать своих сослуживцев. Ведь поза (мышцы) тесно связана с эмоциями, а эмоции с мыслями. Когда я принимаю позу кого-нибудь, я сразу начинаю чувствовать, как он и меня посещают те же мысли.
8. Публикуйтесь где-нибудь на стороне, как можно чаще и как можно больше. Рано или поздно вы вырастете до такой степени, что «прополоть» вас уже не удастся.
И в заключение хочу привести несколько изречений А.Шопенгауэра, в которых он дает указания, как работать над собой и создавать гениальные творения и советует при этом не ждать признания:
«Что гарантирует мне подлинность, а с нею и непроходимость моего учения, это то, что я вовсе его не сделал, а оно сделалось само. Оно возникло во мне безо всякой помощи с моей стороны, в моменты, когда всякое хотение во мне как бы погружалось в глубокий сон и когда интеллект, освобожденный от своего господина и потому незанятый, отдавался самому себе, воспринимал интуиции реального мира и ставил их в параллель с мышлением, точно играя соединял их вместе, причем воля моя даже нисколько не касалась этого дела, и все происходило безо всякого моего содействия, совершенно само собой. А вместе с хотением исчезала и уничтожалась также и всякая индивидуальность; поэтому мой индивидуум совсем не участвовал в этом процессе, а это была интуиция, чистая сама по себе, т.е. чисто объективное воззрение или сам объективный мир, который в чистой форме и сам собой претворялся в понятия, Интуиция и понятия - обе избрали мою голову ареной для этой операции, потому что голова моя была пригодна для этой цели.(Вот готовить свою голову, то есть изучать логику и повышать общее образование, для этой цели следует обязательно. - М.Л.) Что исходило не от индивидуума, то и принадлежит не одному индивидууму: оно принадлежит только познаваемому и только познающему миру, только интеллекту, а этот последний по своим свойствам (но не по степени) - один и тот же во всех индивидуумах; следовательно должно встретить когда-нибудь признание у всех индивидуумов.
Только то, что мне являлось в такие моменты освобождения от воли познания, я записывал как простой зритель и свидетель, и только этим пользовался я для своего творения. Это гарантирует подлинность его и позволяет мне не сбиваться с пути, несмотря на отсутствие всякого участия и всякого признания».
«Нет ничего более редкого, чем самостоятельное суждение. Меньше всего его можно ожидать от ученых по профессии. Узкое пространство их головы наполнено традиционным материалом: а последнему всякое самостоятельное мышление опасно.
На что может надеяться тот, кто славу за добытое собственной мыслью должен принимать из рук таких людей, которые не могли мыслить сами и хотят возместить этот недостаток с помощью традиционного материала, коего они служат хранителями»?
«Фундаментом всякой истинной славы является сознательное уважение; но большинство людей способно уважать только то, что похоже на них, - т.е., посредственность. Оттого большинство людей будут питать уважение к гениям только на словах. Истинное же уважение опирается на сознательное же уважение очень малого числа высших индивидуумов, которые способны оценить создания гения: в этом и заключается причина той медленности: с которой вырастает истинная слава».
«Быть великим - вот единственное средство показать маленьких людей в их малости. Кто прибегает к иным средствам, тот показывает этим, что в его распоряжении нет первого средства».
М.Е.Литвак
http://www.cross-club.ru/library/article/kak-stat-bogatym-i-znamenitym
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.