- 14.11.2012
- 4634 Просмотра
- Обсудить
Сегодня хочу рассказать о том,
как я ездил на научную конференцию.
Научная работа для меня – новое направление, раньше я занимался исключительно эксплуатацией приборов и документами на них. А недавно оказалось, что мне нравится наука. Там я ощущаю свободу, динамику. Вот я и решил выпустить научный отчет. Ну и выпустил. Да так хорошо у меня это получилось, что я поехал с этим материалом еще и на конференцию. Она проходила в красивом городе.
Вобщем,
я поехал в командировку.
Мне эта поездка, помимо самой науки, была интересна еще и вот почему:
- Мне нравится управление людьми, но делать это я совершенно не умею. В результате постоянно попадаю в дурацкие положения. Доклад на конференции – это ораторский опыт, который является первым шагом к управлению, по мнению М.Е. Литвака. Мне это мнение нравится и выступать мне тоже нравится.
- Второй шаг к управлению для меня – это диагностика группового процесса. Я ехал в коллективе 11 молодых ученых и одной ученой. Ясно, как день, что группа будет формироваться очень интенсивно. Вот мне и хотелось понять расстановку фигур в этой партии, и, конечно, претендовать на роль лидера.
- Я музыкант и много выступал с гитарой и микрофоном. Я разбираюсь со своим отношением к музыке. Ораторское выступление на конференции – это эксперимент. Суть его в том, чтобы убрать все факторы, мешающие диагностике. Например, гитару. Это выступление должно было показать, как я отношусь к сцене без гитары.
На этот раз получилось, что самым интересным оказался второй пункт – расстановка ученых в групповом процессе. Хочется написать именно об этом. Так и сделаю.
РАДУЙ СЕБЯ!
У нас был формальный лидер. Его по каким-то соображениям назначило наше начальство. Назову его А (потому что он первый участник). Он умен и организован. Он отлично проделал всю подготовительную работу, а ее было действительно много.
И был неформальный лидер. Б (потому что второй). Я, кстати удивился, что он им стал. Как это получилось? А вот как. Он четвертый раз в этом городе. До этого он, очевидно, много и хорошо пообщался с молодыми организаторами конференции. Они друг другу так запали в души, что наличие ответственного по делегации (А) совершенно не волновало оргкомитет. Все вопросы они с первой минуты стали решать с Б. Как потом сказал А: «Похоже, они даже не догадываются, что я существую, хотя знают мою фамилию». Б поселили в двухместный люкс, и все вечерние тусовки делегации естественно происходили у него. Это вторая причина, по которой он стал лидером. Третья причина – это, конечно, его характер. Б совершенно лишен стеснения. Он естественен. Выражает свои эмоции прямо, сразу, четко. Не пристает ни к кому, просто делает, как считает нужным, но следит, чтобы группа держалась вместе. Он яркий. Его издалека видно. Но не сильно. Он болеет за футбол, хоккей, и за все остальное тоже болеет. Вечером готов допоздна «сидеть» и «общаться». Пиво. Коньяк. Чипсы. Как все. Я к нему отношусь очень хорошо. Мне нравится с ним общаться. Он ответственен и необычен. Любит опоздать на 3 минуты.
Сила лидера потрясла. Я наблюдал, как снялись все вопросы о главном человеке. О Б говорили, шутили, к нему обращались за информацией. Он был главным инициатором меропирятий.
Был и антилидер (В). Мне очень понравилось, что я его выявил. Получилось это сделать довольно быстро, потому что на работе я уже нашел одного антилидера. У них очень схожая манера поведения. Какая?
Рассказываю
(это мои мысли, они могут быть далеки от истины –
я ведь большой любитель изобретать велосипеды)…
В отличие от лидера антилидер всегда в стороне от активных действий, находится на периферии. Поскольку лидер (и другие члены группы) действует, то он ошибается. Это ведь совершенно естественно. И даже если он не ошибается, то у любого его решения можно найти слабое место, или хотя бы просто обратную сторону – скрытые аспекты решения. Этим и занимается антилидер. Будучи в стороне, он в постоянном режиме критикует все, что происходит вокруг. При этом он сам НЕ ДЕЙСТВУЕТ, не принимает решений и, следовательно, не ошибается. То есть, находится в выигрышной позиции. И решающий момент для диагностики антилидера (напоминаю, это мои наблюдения, а не научный подход):
его критика никак не улучшает процесса,
наоборот, она всегда его тормозит.
Группа, которая находится в действии, вынуждена реагировать на критику, ведь на первый взгляд она вполне логична и уместна. В результате действие группы замедляется, а в выигрыше остается только один человек – антилидер. Он показал свой точёный ум и незаурядные знания.
Вот так. А, Б и В.
Конференция длилась 3 дня. Вечером второго дня делегация собралась перед телевизором. Когда я пришел, люди смотрели «Поле чудес» и пили пиво. Мне хотелось общаться, но такой картины я вынести не мог. Сама собой родилась идея – ПОИГРАТЬ. Отличная, надо сказать, идея!
Народ меня сразу поддержал. Я это воспринял, как знак. Я занял позицию лидера (наверное). Дольше всего мы играли в крокодила (пантомимы). Именно во время него прекрасно проявилась расстановка нашей шахматной партии. Самыми активными оказались А, Б и Я. А В все игры просидел в углу и критиковал. Когда мы уже втянулись в игру, он начал рассказывать правила, по которым играет его компания. Народ остановился, но быстро проехал его предложение. Дальше по ходу дела он поправлял неточности в речи участников, нюансы в значениях изображаемых слов.
Я сделал еще одно наблюдение, и оно мне очень понравилось:
Антилидер боялся проявить детскую позицию.
Он все время находился в Родительской или взрослой позиции. Все бы ничего, но остальные участники ржали до коликов в животе. Лично я катался по полу от смеха. То есть группа находилась в крепкой детской позиции. Не удивительно, что ему не удалось развалить дело.
Я заметил еще двух участников со слабой детской позицией. Они просто присутствовали. Напряженно следили за ходом игры, но не участвовали в ней. И не критиковали. Мне такое поведение было комфортно. Они просто грелись теплом наших проявившихся детей. Это здорово. Я привык.
За 2 часа я вдоволь насмеялся и попрощался с делегацией. На этом игра прекратилась, и большинство людей пошли спать. Тут я тоже вижу свою роль лидера…
Ах, как же мне этого хочется… :)
Я пришел в свой номер и сразу принялся за дневник. За час я понял всю партию и еще кое-что: со знаниями психологии управления простая игра становится просто ИНФОРМАЦИОННОЙ ГЛЫБОЙ! Я моментально понял, как нужно себя вести с разными участниками. Самое главное, я понял, как обезвредить антилидера! Раз он боится выглядеть глупо и ошибиться, нужно его вынудить
ПУБЛИЧНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
Этим методом я воспользовался на следующий день во время утренней прогулки. Я определял наш маршрут, а потом спрашивал мнения В, антилидера. Через некоторое время он перестал проявлять какую-либо активность, а позже, вообще ушел.
Итак, если когда-нибудь я буду руководить какой-то малознакомой группой, то первое, что сделаю – это поеду на игровой ТИМБИЛДИНГ. Там проясню для себя роли участников коллектива и определю свое поведение в общении с каждым сотрудником.
Таковы психологические результаты моей поездки на конференцию. Я очень доволен тем, что могу вот так, с пустого места, получить столько нового и интересного.
А еще, пока все ежедневно пили пиво, я спал. И сейчас пойду! Спасибо за внимание!
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.