- 13.01.2011
- 2426 Просмотров
- Обсудить
Любое суверенное государство обеспечивает исполнение законодательства на своей территории.
Разумеется, для этого приходится прибегать к принуждению к исполнению законов и других правовых актов, которые приняты обязательными к исполнению.
Государственное принуждение охватывает не только сферу административных правоотношений, но и гражданских правоотношений. Например, Гражданский кодекс признаёт сделку незаконной, если она заключена на условиях, противоречащих закону или иному правовому акту.
Существует специальный класс органов государственной власти (т.н. "правоохранительных органов"), которые осуществляют государственное принуждение к исполнению законодательства.
К ним относятся:
- Прокуратура, выполняющая функции общего надзора за соблюдением законодательства, а также функцию следственного органа по уголовным делам и ряд других функций.
Именно в прокуратуру надо обращаться с жалобами на нарушение закона представителями органов государственной власти. При этом жалобы могут составляться в произвольной форме, но всё равно лучше посоветоваться с юристом.
- Министерство внутренних дел.
- Федеральная служба безопасности.
- Федеральная служба судебных приставов.
- и другие органы власти и службы.
По здравому смыслу любой орган государственной власти осуществляет принуждение к исполнению законодательства и является, таким образом, "правоохранительным". Однако, к "правоохранительным органам" принято относить те, которые имеют право на осуществление ОРД=Оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что самовольное или незаконное осуществление оперативно-розыскной деятельности влечёт уголовную ответственность.
Не все органы исполнительной власти имеют право осуществлять ОРД, хотя все осуществляют государственное принуждение к исполнению законов. Например, я думаю, Роскомнадзор не имеет прав осуществлять ОРД, а ФСТЭК — имеет. Хотя я не уверен, могу ошибаться. Ну, ФСБ — точно имеет. У тех же операторов связи в обязательном порядке есть СОРМ=Система технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятия ФСБ, которая предназначена для протоколирования передаваемой конкретными пользователями информации по каналу связи. Опять же, ФСБ может это делать не по своему желанию, а в случаях, предусмотренных законодательством.
Разумеется, для этого приходится прибегать к принуждению к исполнению законов и других правовых актов, которые приняты обязательными к исполнению.
Государственное принуждение охватывает не только сферу административных правоотношений, но и гражданских правоотношений. Например, Гражданский кодекс признаёт сделку незаконной, если она заключена на условиях, противоречащих закону или иному правовому акту.
Существует специальный класс органов государственной власти (т.н. "правоохранительных органов"), которые осуществляют государственное принуждение к исполнению законодательства.
К ним относятся:
- Прокуратура, выполняющая функции общего надзора за соблюдением законодательства, а также функцию следственного органа по уголовным делам и ряд других функций.
Именно в прокуратуру надо обращаться с жалобами на нарушение закона представителями органов государственной власти. При этом жалобы могут составляться в произвольной форме, но всё равно лучше посоветоваться с юристом.
- Министерство внутренних дел.
- Федеральная служба безопасности.
- Федеральная служба судебных приставов.
- и другие органы власти и службы.
По здравому смыслу любой орган государственной власти осуществляет принуждение к исполнению законодательства и является, таким образом, "правоохранительным". Однако, к "правоохранительным органам" принято относить те, которые имеют право на осуществление ОРД=Оперативно-розыскной деятельности. Следует отметить, что самовольное или незаконное осуществление оперативно-розыскной деятельности влечёт уголовную ответственность.
Не все органы исполнительной власти имеют право осуществлять ОРД, хотя все осуществляют государственное принуждение к исполнению законов. Например, я думаю, Роскомнадзор не имеет прав осуществлять ОРД, а ФСТЭК — имеет. Хотя я не уверен, могу ошибаться. Ну, ФСБ — точно имеет. У тех же операторов связи в обязательном порядке есть СОРМ=Система технических средств для обеспечения оперативно-розыскных мероприятия ФСБ, которая предназначена для протоколирования передаваемой конкретными пользователями информации по каналу связи. Опять же, ФСБ может это делать не по своему желанию, а в случаях, предусмотренных законодательством.
Вобщем, "правоохранительные" органы заметно страшнее прочих органов государственной власти, ведь штраф в несколько тысяч рублей за административное правонарушение — это одно, а ночь в изоляторе временного содержания — это другое. Честно говоря, нет никакого желания приобрести такой опыт.
Вывод прост: не стоит оказывать сопротивления сотрудникам "правоохранительных" органов, их полномочия чрезвычайно широки. А стоит тщательно запоминать, а ещё лучше документировать все их действия, чтобы обжаловать впоследствии — грамотный адвокат всегда найдёт массу правонарушений.
Так пишут в книге.
А на форумах для призывников пишут, например, что обжаловать из армии будет уже невозможно, например. Вобщем, границы чрезвычайно широких полномочий сотрудников "правоохранительных" органов знать полезно. Например, просто так они не имеют права вломиться в квартиру — только с соответствующей бумагой (не помню какой), или с основаниями, что в ней какое-то тяжкое преступление совершается. А если ты поддался на уговоры и дверь открыл — сам дурак. И просто так отвезти тебя в отделение милиции они не могут — но это не относится к случаю, когда они на мозги накапали и ты сам пошёл.
И ещё, насколько слышал от людей, которые работают в "органах", их отношение к тебе зависит от того, в каком из двух состояний они пребывают: либо они решили тебя посадить/наказать, либо нет. В первом состоянии они уже будут действовать правдами и неправдами, чтобы дело закрыть, получить "палку", а во втором состоянии дело, скорей всего, и заводить не будут.
Нарушение закона всегда есть нарушение права, которое устанавливает или охраняет соответствующий нормативный правовой акт. Поэтому его называют "правонарушением" или на юридическом языке "деликтом". (Честно говоря, в первый раз в жизни услышал это слово.)
Надо точно понимать, что нет правонарушения, если оно не предусмотрено законом — пусть хоть сто раз это деяние осуждается общественным мнением.
И надо чётко разделять гражднаско-правовые деликты от административных и уголовных, не только их перечень, но и принципы, подходы к ним разные.
Например, гражданско-правовая ответственность может наступать даже при отсутствии вины нарушителя. В частности, в ГК есть формулировка: "Вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда". Таким образом, для гражданско-правовой ответственности достаточно причинения вреда вне зависимости от наличия или отсутствия вины.
Ответственность за административные и уголовные деликты, в отличие от гражданско-правовых, наступает только при наличии полного состава правонарушения, который включает четыре элемента:
- объект деликта — охраняемые законом общественные отношения. Например, Ст. 171 УК РФ предусматривает наказание за осуществление предпринимательской деятельности при отстуствии лицензии в тех случаях, когда эта лицензия требуется.
И другой пример — если один человек украл у другого в трамвае кошелёк, то объектом правонарушения будет не кошелёк, а отношение собственности.
- объективная сторона — сознательное деяние (действие или бездействие), нарушающее охраняемые законом правоотношения. Например, т.к. ФЗ "О связи" установлено получение лицензии на оказание услуг связи, то сознательное и волящее осуществление такой деятельности без лицензии будет нарушать общественные отношения.
Или если человек не совал руку в сумочку и не вытаскивал оттуда кошелёк, то и преступления он не совершал, даже если он этого хотел, а кошелёк пропал.
- субъект — лицо, способное сознавать вредные последствия своих действий. Административной ответственности подлежат как физические, так и юридические лица. Уголовной ответственности подлежат только физические лица, что накладывает особую ответственность на руководителей предприятий и организаций.
- субъективная сторона — вина, которая может существовать в двух формах: умышленно и по неосторожности. Однако, ключевым моментом является наличие у субъекта возможности не совершать деликт.
Например, если оператор связи подал заявление на получение лицензии по всем правилам, а лицензиар его не успел по каким-либо причинам рассмотреть, уголовной и административной ответственности оператор связи и его руководство избежит, т.к. вины его не будет, не будет одного из четырёх обязательных компонентов состава деликта.
Принцип, когда без этого компонента нет деликта, называется "недопустимость объективного вменения".
Следует отметить, что в уголовных правонарушениях иногда предусмотрен специальный субъект. Специальный субъект должен обладать какими-то дополнительными свойствами по сравнению с общим субъектом, чтобы быть субъектом преступления.
Знакомый юрист прокомментировал: "Опять-таки коротко: есть общий субъект преступления - это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, в кот. наступает уголовная ответственность. Убийство, кража, нанесение тяжких телесных - субъект общий. Уклонение от уплаты налогов - субъект специальный: т.е., помимо того, что взрослый, вменяемый, так еще и руководитель или главбух предприятия; служебный подлог, злоупотребление служебным положением - должностное лицо (сотрудник предприятия, не являющийся должностным лицом, не будет субъектом такого преступления); неоказание помощи - субъектом будет медработники или лицо, обязанное оказывать такую помощь".
Ещё раз отметим, что административная и уголовная ответственность наступают только при наличии полного состава правонарушения, т.е. всех четырёх перечисленных компонентов.
Уголовное правонарушение отличается от административного более высокой общественной опасностью, степень общественной опасности определяет законодательная власть.
Привлечение к уголовной ответственности осуществляется согласно УПК, а к административной — согласно КоАП. Несоблюдение процессуальных норм КоАП влечёт недействительность административного взыскания. Про УПК не написано, но думаю, что так же.
Привлечение к административной ответственности состоит, обычно, из двух этапов:
1. Составление протокола об административном правонарушении.
2. Рассмотрение материалов дела с принятием решения о наложении взыскания.
И возбуждение дела (составление протокола) и рассмотрение материалов дела могут осуществлять только лица, специально уполномоченные КоАП.
Знакомый юрист прокомментировал: "Опять-таки коротко: есть общий субъект преступления - это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, в кот. наступает уголовная ответственность. Убийство, кража, нанесение тяжких телесных - субъект общий. Уклонение от уплаты налогов - субъект специальный: т.е., помимо того, что взрослый, вменяемый, так еще и руководитель или главбух предприятия; служебный подлог, злоупотребление служебным положением - должностное лицо (сотрудник предприятия, не являющийся должностным лицом, не будет субъектом такого преступления); неоказание помощи - субъектом будет медработники или лицо, обязанное оказывать такую помощь".
Ещё раз отметим, что административная и уголовная ответственность наступают только при наличии полного состава правонарушения, т.е. всех четырёх перечисленных компонентов.
Уголовное правонарушение отличается от административного более высокой общественной опасностью, степень общественной опасности определяет законодательная власть.
Привлечение к уголовной ответственности осуществляется согласно УПК, а к административной — согласно КоАП. Несоблюдение процессуальных норм КоАП влечёт недействительность административного взыскания. Про УПК не написано, но думаю, что так же.
Привлечение к административной ответственности состоит, обычно, из двух этапов:
1. Составление протокола об административном правонарушении.
2. Рассмотрение материалов дела с принятием решения о наложении взыскания.
И возбуждение дела (составление протокола) и рассмотрение материалов дела могут осуществлять только лица, специально уполномоченные КоАП.
Продолжение следует ...
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.