- 11.10.2012
- 2010 Просмотров
- Обсудить
Я прочитал доклад на отдельском семинаре.
Что из этого вышло?
Я очень рад, что моя заметка появилась на сайте
после Рамировского «Вау»!
Сегодня я до краёв заполнен выступлением на научно-техническом семинаре в своем отделе. На нем было примерно 25 инженеров и научных сотрудников. Они все разные люди. Я представлял доклад, который повезу на конференцию через месяц. Это моё первое серьёзное выступление после знакомства с шикарной книгой «Командовать или подчиняться» М.Е. Литвака.
В книге я прочитал в сжатой форме базу ораторского искусства. Вот как я её понял:
- Оратор должен пройти 3 стадии. Читать по бумажке с последующим анализом и исправлением ошибок; говорить с подглядыванием в конспект и, наконец, выступление без подсказки. Если стадия номер один или два пропущена, то оратор не видит своих ошибок, и, следовательно, не исправляет их.
- Оратор должен доставить наслаждение, научить и повести за собой. Если один из пунктов не выполнен, то это не оратор. Теряется смысл происходящего.
- Оратор низкого стиля должен соблюдать логику и использовать всего 2 приёма: риторический вопрос и сравнение, метафору. Метафора придаёт абстрактной речи визуальный образ, который заряжен эмоциями слушателей, а риторический вопрос как раз дославляет слушателям, которые на него отвечают, удовольствие.
Есть ещё один справочный материал, который я использовал при работе над речью и презентацией. Моё секретное оружие. Лично мной изобретённый велосипед.
О б ъ я с н ю
Весной я был на крупной международной конференции. Она длилась 5 дней. Из всей информации я понял примерно 1%. Поэтому жутко скучал. Раз мне было плохо, то я нашел себе занятие. Каждое выступление вызывает какие-то эмоции. Люди все разные и за 5 дней не было двух одинаковых докладов. Вот эти эмоции и свои мысли, снующие в голове, как стрижи перед дождём, я и записывал. Их набралось 50. Например, мне нравится, когда в докладе использован всего один основной шрифт, который по ходу выделяется полужирным, курсивом, цветом, тенью, заключается в блоки, по разному выравнивается… Нравится, когда есть фотографии достижений, а не просто схемы и чертежи, когда в таблице не больше 3 строчек, а главные выделены цветом… Всякие мелочи.
А некоторые доклады вызывали новые мысли, относящиеся к работе. Например, что хорошо бы составить план диссертационной работы и придерживаться его, или что надо посмотреть характеристики такой-то аппаратуры. Всё это я просто записал в файл. В результате у меня появился внушительный список личных предпочтений, мой ВЕЛОСИПЕД. Каждый пункт родился именно в моей голове, привязан к моей эмоции, и, следовательно, является очень действенным для меня средством. Не нужно это переводить на свой язык. Почему я назвал это велосипедом? Потому что до сих пор не прочитал ни одной признанной работы про то, как составлять презентацию, не "сходил в библиотеку".
Ах, моя любимая привычка –
изобретать велосипеды!,
Когда я сел за свой доклад, то открыл велосипед и понял, что пунктов слишком много. Поэтому я перенёс их на интеллект карту, раскрасил её и уже в таком удобном виде поглядывал на неё во время работы. Это моё секретное оружие.
А вы никогда так не делайте!
Вам нельзя так делать!
Вдруг у вас тоже получится суперэффективное мотивирующее средство!
Вооружившись, я засел за работу. Использовал риторические вопросы, интересные сравнения, повторы для запоминания, обзор доклада в виде интеллект-карты. Долго работал. Сценарный механизм всё делать на 100%, на 5+ тоже из моих любимых. Я же отличник. Потрачу в 5 раз больше времени, чтобы получить пятую часть улучшения. А потом всем буду объяснять, какой я молодец. В этот раз я сделал также. Оправдал это советом Литвака написать речь дословно. Написал.
Что получилось?
Перед выступлением я нервничал. Постоянно дёргал ногой и вздыхал. В голове проносились чёрные ухмылки особенно любимых сотрудников, разочарованные начальники, завидующие карьеристы. Я слушал предыдущего докладчика и пробовал выйти из этого состояния. Тоже велосипед изобретал. Лучше всего сработала мысль, что я буду рассказывать доклад своей группе поддержки, которую я заблаговременно пригласил из другого отдела. Меня это расслабило.
А что еще может расслабить? Кто знает?
Немного помогла аутогенная тренировка в части замедления сердца. Еще я отвлекался, снова записывая мысли о предыдущем докладчике на листочек. Помогла мысль, что я очень правильно поступаю, когда говорю перед аудиторией. А ещё, а ещё… Я использовал свою технику Большого Я. Представлял, что добиваю до стенок, что мой голос будит спящих, что я взглядом могу обратить на себя внимание человека. Когда я об этом думал, я приосанился, оглядел аудиторию, организм начал работать над её завоеванием. Гортань опустилась, внутри что-то расслабилось. Взгляд стал сфокусированным и энергичным. Да, мне это помогло. Когда я стоял у доски, я настроился еще маленько, увидел всех, представил себя роботом-вершителем и зачитал по бумажке свою речь. В ней я подражал Михаилу Ефимовичу и получил реакцию, о которой он всё время говорит. Я заменил все умные слова на такие же, только обычные. Они ничем не хуже, они не умаляют научной новизны или актуальности, но звучат они непривычно.
Реакция...
Через секунду после завершения доклада начался нарастающий громкий ГУЛ. Учёные явно возбудились. Одновременно начали кричать и хорошее и плохое, и конструктив и уколы. Самый умный сотрудник сказал, что я, видимо, перечитал сказок на ночь детям. И он был прав, я действительно тренировался в артикуляции, читая сыну книги вечером. Полетели эмоции в большом количестве. Это было неожиданно и приятно. Тем более, что Литвак дал мне мощнейшее оружие - Психологическое айкидо.
После мероприятия я разговаривал с приятелем, которого пригласил на семинар. Он сказал, что не сумел дать оценку тому, что происходило во время дискуссии. Обычно активные сотрудники с жаром защищают свои тезисы, а пассивные мямлят и обижаются. А тут было что-то совсем другое, необычное. Он ожидал увидеть что-то вроде Жириновского, который всех посылает, а потом получает бешеный рейтинг в телепередаче, а увидел, как вопросы пролетают мимо меня, не задевая. При этом я на взрослой позиции на них отвечаю, ещё и поглаживаю спрашивающего. Однако, как он сказал, не было ощущения силы, как у Жириновского.
Ещё он сказал, что я его удивил. Я очень обрадовался такой характеристике. Ведь в той же книге «К или П» написано, что удивление стирает все эмоции, которые были у слушателей до меня. После этого я могу применить целенаправленное моделирование эмоций. Тут я себе понравился. Справился с задачей. Я стремился разбудить научного сотрудника, который сидит на саровской конференции уже третий день. Думаю, что мой доклад он запомнит гарантированно.
Ещё мой товарищ сказал, что я ему доставил удовольствие и он полностью понял все, что я говорил. Для научного доклада это МЕГАКРУТО! И добавил, что если бы я ещё рассказывал об интересных мне вещах, то, вероятно, повел бы его за собой. Потом я пришел домой и поделился этим с женой Дашей, которая много лет ходит в театральную студию. Она сказала, что профессионал не выгорает при выступлении. Он на то и профи, чтобы просто применять техники, знать приёмы получения реакции зрителя. При этом, конечно, нужно вовлекаться, но делать это надо дозированно, порциями. Этот навык я тоже очень хочу получить.
Мне нравится сцена.
Я туда хочу!
Во время дискуссии на семинаре я впал в раж. Я чувствовал, что мне тут очень нравится, что эмоции меня подбрасывают вверх. Я хотел остаться. К тому же я не совсем себя контролировал, не управлял собой. Организм сам отвечал на вопросы. Потом я анализировал свое поведение и остался недовольным агрессивностью, с которой разговаривал с сотрудниками. Понял, что нужно было больше соглашаться и меньше показывать себя, красоваться. Теперь мне интересно обуздать этого дикого мустанга – РАЖ. Направить его силу в нужное мне русло. Жена говорит, что актёры учатся входить в это состояние и умеют им управлять. Я тоже так хочу!
И ещё я переживаю. Может быть, я жирафил? Ведь никто в отделе НИ РАЗУ не делал доклада даже вполовину менее энергичного и ораторски грамотного.
Как вы думаете?
Может я зря все это провернул, А?
Так выглядит мой ораторский велосипед:
С уважением.
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.