- 18.11.2014
- 2479 Просмотров
- 7 комментариев
Вчера была на лекции по социальной психологии, на которой рассматривали в т.ч. и типологии общения.
Особо примечательной показалась типология по ЦЕЛИ общения. Захотелось с вами поделиться.
Итак, в типологии по цели рассматриваются 3 вида общения:
-
Директивное. Цель этого общения – поставить под контроль поведение другого. При этом инициаторы общения прямо говорят о своих требованиях. В управленческих процессах без директивного общения не обойтись (это точно – Г.Ш.).
Примеры такого общения: начальник - подчиненный, учитель – ученик, родитель – ребенок и т.д.
Можно очень глубоко уйти в такой тип общения. Яркий представитель такого типа – авторитарный человек. Он до того привыкает к директивному общению на работе, что и дома начинает раздавать указания.
Но это - не манипуляции!
-
Манипулятивное. Цель та же, что и у директивного – контролировать другого. Но! при этом эта истинная цель скрывается и активно маскируется. Это «закрытый» вариант общения, т.к. манипулятор надевает на себя определенную маску при общении. Как правило, у него нет доверия к людям (или был негативный опыт, или причина уходит в детство). Ему трудно выстраивать близкие отношения с людьми. И это ресурсозатратно: манипулятор вынужден более активно расходовать психологические ресурсы: надо отслеживать поведение другого.
Говоря о манипуляциях со знаком плюс или минус, надо исходить из результата общения, а не из замысла Манипулятора.
При обучении манипулятивным общение может быть, если цель оглашается после (в конце) его проведения.
-
Диалогическое. Это общение двух равных партнеров. Другой человек интересен не как цель, а как личность, сам по себе. От умения вести диалогическое общение зависит круг близких людей: чем выше умение — тем больше круг. Не очень часто, кстати, люди умеют практиковать этот вид общения.
Для умения вести диалогическое общение необходимы следующие предпосылки
-
Надо уметь доверять другому человеку, его намерениям (недоверие к людям – это твоя проблема, а не его);
-
Надо уметь раскрывать свою личность, свои хорошие качества; уметь делать Я-высказывания;
-
Надо уметь демонстрировать свои истинные эмоциональные состояния (не быть зажатым эмоционально). При этом риском будет аффективное состояние, когда мы утрачиваем контроль над эмоциями.
-
Надо уметь признавать право другого на собственное мнение, собственное решение (иначе получится не диалог, а монолог).
И это - не манипуляции!
Желаю вам как можно больше диалогического общения в жизни, и как можно меньше – манипулятивного. Ну, а директивное общение оставим для работы и учебы.
Запись лекции вела Галина Шилова
группа "Манипуляции в коммуникациях"
группа "Созависимость"
Похожие материалы
Галя, спасибо за статью. Информативно для меня. Лариса, я бывает, общаясь с другими, испытываю растерянность и непонимание по другим причинам. Одна из причин - непонимание, и от этого растерянность из-за того, что мы разговариваем на "разных" языках. Как пример, недавно разговаривала с чиновником, у которого строительное образование. Я ему "языком юриста", используя юридические термины, рассказывала о механизме принятия законов. Он меня "не слышал". У нас обоих возникло непонимание, но было желание конструктивно общаться дальше. Цель была общая - решить поставленную задачу. Я рассказала ему о том же процессе принятия законов на "его строительном" языке на примере строительства зданий. Он понял, остались довольны и он, и я. Он -от того, что все понял, я - от того, то сумела объяснить.
|
Да, Лариса, это важно - желание конструктивно общаться дальше, причем и с моей стороны,и со стороны партнера. И я хотела акцентировать внимание на то, что не всегда, когда человек чувствует растерянность, неопределенность и непонимание при общении, это означает, что он попался на крючок манипулятора. Манипулятор осознанно или неосознанно скрытно хочет управлять адресатом. В моем примере, манипуляции не было, а чувство растерянности было.
|
Лариса, я не поняла вопроса. Чем отличается первая фраза от второй? В чем суть изменений?
|
0
Спам
Лариса, спасибо, просто ОГРОМНОЕ тебе спасибо!!!
|