- 09.12.2012
- 2279 Просмотров
- Обсудить
Коли появился интерес к школьной лекции, опишу её. В прошлой статье именно так и хотел сделать, но запала не хватило – остановился на полпути. Вчера после лекции дома записал самые важные результаты. Вот по ним и напишу заметку.
До лекции, дома, я ужасно волновался. Боялся, наверное, что будет ЧТО-ТО НЕ ТАК, что допущу какую-нибудь ошибку. Внутренний диалог облегчения не приносил, поэтому решил так:
раз организм хочет напрягаться,
Я ЕГО НАПРЯГУ КАК СЛЕДУЕТ,
только в нужную мне сторону!
И сделал три подхода отжиманий и присел 20 раз. Приседания оказались для меня делом совсем новым и дали неожиданный эффект – стали подкашиваться ноги. Я посмеялся над собой и выехал в школу. Действительно, волнение прошло процентов на 50. Хороший результат. Молодец, Илья! Попутно возник вопрос о правильной утренней зарядке. Какой она все таки должна быть? Какой объем? Как воспримет сердце такие нагрузки утром?..
Перед выездом я посмотрел на интеллект-карту, которую нарисовал специально для выступления.
На ней есть раздел «настройка» (такой зелененький). Вот. Он очень помог. И что интересно – когда я его начал рисовать, то написал:
- Всем не понравлюсь
- Получи удовольствие
- Пофиг смысл, главное – сделай!
- Ты выступишь плохо – ну и пусть!
- Я могу быть смешным.
Эти мысли никак не трогали. Я их просто зафиксировал на бумаге, потому что они были в моей голове. А потом, уже с трудом из головы вылезли:
- Это первый раз, а не последний (не стоит в него впрессовывать все желания и надежды)
- Ты все уже сделал – RELAX! Have fun! (просто расслабься и получай удовольствие!)
Когда я это писал, то чувствовал, что меня «отпускает», внутри где-то расслабляюсь. И когда на утро прочитал их, эффект был тот же:
то, что меня тронуло вчера,
помогло мне и сегодня.
Это тоже полезный результат. Буду использовать.
Поскольку я ещё и организовывал эти лекции, то приехал в школу за час. За это время утряслись технические вопросы, которые РЕАЛЬНО И В БОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ БЫЛИ. Но ведь мог и не приезжать заранее. Хорошо, что приехал. В результате привык к своей аудитории и нашел отличное место для камеры (я себя снимал). Походил, пофотографировал своих сотрудников. Деятельность успокаивала. Я увидел, как волнуются перед детьми бывалые лекторы. Один из них, самый бывалый после уроков сказал: «Я уже больше сотни таких лекций прочитал в разных институтах и на разных конференциях, но сегодня почему-то волновался». Ученые переживали. Это тоже почему-то успокаивало.
Ага… все никак не могу приступить к описанию лекции… Ну… поехали!
Первые 15 минут, половину лекции, я волновался. Перестал волноваться после такого эпизода: в середине лекции есть «сутевая часть» - правила рисования интеллект-карт. Их довольно много, этих правил, некоторые из них очень мелкие. И вот в середине я подошел к «сутевой части». Начал ее рассказывать и почувствовал, что «плаваю»: я не в состоянии запомнить такое количество мелких деталей и донести их доходчиво. Я немного забуксовал, и спросил: «А нужно ли рассказывать все правила, или вы их сами в интернете найдете, если захотите?» Мне дружно ответили: "НЕ НУУУЖНОО!". И вот тут я расслабился. Волнение прошло. Это было трудное место, я его боялся.
Нужно было либо отработать его, как следует,
либо выкинуть его.
Так и сделал. И то, что детям вообще-то было наплевать на частности, меня сильно успокоило. Просто в нужный момент я сделал нужную вещь. УРА!
ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ И АУДИТОРИЮ!!!
Говорил без бумажки, иногда подглядывал, чтобы не потерять мысль. Очень помогла ночная репетиция с женой, потому что на ней я придумал несколько приёмов, несколько жестов, которые использовал в школе. Моя жена ходит в театральную студию. И недавно оказалось, что она очень-очень завидует братьям Коэн. Ну а раз завидует, значит есть способности к режиссуре (по Литваку). Недаром их руководитель предлагал ей пойти учиться на режиссера. Вот она меня и режиссировала. Из-за этого по аудитории я ХОДИЛ. Причем ходить надо было до предела, до стенки. Оратор думает, что он двигается, как грациозная лань, а на самом деле топчется на месте, как баран. "Движения должны быть широкими, а прогулки – длинными", - сказала мне мой режиссер. И вот я стою, и понимаю, что надо сдвинуться с места. Волевым усилием заставляю себя сделать первый шаг и сразу попадаю под луч проектора, пробегаю его и останавливаюсь на противоположном «берегу». Уф! Так и ходил туда-сюда. В аудиторию, к детям не решился пойти. Ну…
Молодец, что ходил!
Не понравилось, что я говорил на связках. Напрягалась глотка. Не сумел опустить голос вниз, как на хоре 10 лет назад. Но на крик все же не перешел. Думаю, что спасла жестикуляция. Добивал до слушающих с помощью тела, а не голоса. В общем, это слабое место, буду работать над ним.
Кстати, о слушающих. Первые парты заняли девочки (11 класс… наверное, лучше сказать девушки). На третьих уже просматривались юноши. В глубине тоже кто-то сидел. Им было совершенно неинтересно. Они даже не смотрели в мою сторону. Сначала это беспокоило, а потом я понял, что не смогу всех поголовно вовлечь в свою веру, останутся и еретики. Видимо, есть степень сходства интересов лектора и публики. Те, кто ближе ко мне по настройке, сидят рядом, а те, кому до лампочки, сидят далеко. Ну и не буду их пока трогать. Я провел границу своего интереса за юношами. Дискомфорт уменьшился. Еще взгляд все время непроизвольно съезжал вправо, где на стульях, без парты сидели две девушки с самым ярким макияжем. Их взгляд не говорил об их бесконечной заинтересованности в предмете, и я пытался от них оторваться. К концу лекции удалось. Хорошо.
Всем нравится, когда я себя хвалю: «Молодец, Илюша!» и при этом глажу себя по груди, выпятив её колесом. Школьники тоже смеялись в этом месте. И вообще, последние 10 минут они смеялись через 2-3 фразы. Тут стало очень комфортно. Не знаю, может смех в школе – это не то, что нужно… Но ведь это отличная обратная связь. Я понимаю, что меня слушают. Мне понравилось вызывать смех аудитории. Это логическое продолжение неформальных групп, где я тоже люблю шутить, чтобы все смеялись. Наверное, нужно уметь обходиться и без этого и чувствовать комфорт, но пока так не умею. Помню, когда играл в рок-группе, то всегда расстраивался, если зрители не танцевали под наши песни. А потом как-то раз одна певица сказала мне, что танцы ее раздражают – ей нравилось, когда ее СЛУШАЛИ. А как понять, слушают меня, или нет?.. Если есть смех, то все ясно. А если его нет?
В один момент стало неуютно, потому что стало шумно. Я замолчал. Стою, улыбаюсь, смотрю на шуршащих пацанов. Девочки затихли сразу, а парни настойчиво шумят. Тут их классный руководитель говорит: «Может, есть вопросы?» И действительно, был вопрос. Самый шумный его смело задал (наверное, это лидер группы), а я на него развернуто ответил. Это был очень важный момент.
Я не понял, что у детей есть вопрос.
Думал, что аудитория наглеет (ОНИ -)!
Спасибо учителю-профи, что показал, что весь шум чем-то вызван, и что я могу на него повлиять. Думаю, в будущем, буду часто вспоминать этот урок. Лидер спросил, почему на карте написано, что Я ХОЧУ ГЕНУ. Я обрадовался, потому что эту тему уже обсосали со всех сторон мои друзья. Ответ был готов. И потом я в ходе лекции возвращался к Гене, как яркому образу. Класс в этих местах смеялся.
После звонка с урока я довольно быстро свернулся. Я ведь читал "Тайм Драйв Глеба Архангельского" и «Похождения вечного принца» М.Е. Литвака и знаю, что любые задержки – это ВОРОВСТВО ЧУЖОГО ВРЕМЕНИ. Детей сдуло, а к столу подошла девушка и спросила, какое ПО я использую. Я обрадовался и написал ей название программы. Классный руководитель тоже с интересом задала небольшой вопрос. Все ушли, остался только учитель информатики – хозяин кабинета. Вот он-то и сказал заветное
А ВЕДЬ ИМ ПОНРАВИЛОСЬ…
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.