Меню
Назад » » » 2011 » Февраль » 3

Тот факт, что ему известно "добро" и "зло" уже делает человека богоподобным

Все конспекты Г. Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост"  - здесь...   
= = =

(продолжение конспекта К.Хорни "Невроз и личностный рост")

   "Хотя человека могут снедать мысли и погоня за престижем, и мысленно он возносится и падает вместе с ним, это часто не рассматривают как невротическую проблему... Однако это далеко не норма, напротив, это указание на серьезные нарушения. 

...невротическая гордость покоится на качествах, которые человек приписывает себе безосновательно, – на тех, которые принадлежат его особому идеальному образу.

...Невротик гордится не собой, не тем, кто он есть.

...его гордость вычеркивает трудности и ограничения.  

По большей части он вовсе не гордится своими подлинными качествами.

Он может сознавать их, но смутно; он может даже отрицать их.

Но и осознавая их, он не считает их весомыми.

Например, аналитик привлекает его внимание к его большой работоспособности или стойкости, с которой он прокладывает свой путь в жизни, или напоминает, что, несмотря на свои проблемы, он написал хорошую книгу, – пациент фигурально или буквально пожимает плечами и пропускает похвалу мимо ушей, с заметным равнодушием. Особенно он не ценит того, что, по его мнению, "только" стремление, а не достижение. Например, он сбрасывает со счета свое честное стремление добраться до корней своих нарушений, которое он проявляет, предпринимая серьезные попытки продолжать анализ и самоанализ. 

  ...

Бесконечное могущество, которое невротик приписывает себе – это, в конечном счете, могущество его разума.

... 

Непрерывная работа интеллекта и воображения, в основном бессознательная, идет ради поддержания личностью вымышленного мира, осуществляясь через рационализации, оправдания вынесения вовне, совмещение несовместимого – короче говоря, теми путями, которыми можно заставить вещи казаться не такими, какие они есть.

Чем более человек отчуждается от себя, тем более его рассудок становится высшей реальностью ("Люди не существуют вне моих мыслей. Я сама вне их не существую".).

...

Скажем точнее:  он глядит в зеркало только своих мыслей о мире и себе. 

... 

Предмет особой гордости невротика – умение провести свои требования в жизнь.

Те, кто претендует получить нечто ни за что, гордятся, если им удалось вынудить других дать им денег, быть у них на побегушках, бесплатно лечить их.

Другие, "имеющие право" распоряжаться чужой жизнью переживают как удар по своей гордости, если подопечный не следует немедленно их совету или делает что-то по собственному усмотрению, не спросив сперва их мнения.

Иные претендуют на полное оправдание ссылаясь, что они были чем-то расстроены.

Эти люди гордятся тем, что добились сочувствия и прощения, и чувствуют себя оскорбленными, если другой человек остался недовольным. 

Невротическая гордость... неизбежно переплетена с претензиями на что-то. 

Мать, которая гордится тем, что она идеальная мать, обычно идеальна лишь в своем воображении.

Человек, гордящийся своей уникальной честностью, не говорит, может быть, очевидной лжи, но пропитан бессознательной и полусознательной нечестностью.

Те, кто гордится отсутствием эгоизма, могут не предъявлять открытых требований, но мучить других своей беспомощностью и страданиями, принимая свои Нельзя на здоровое самоутверждение за добродетель смирения.

Кроме того, Надо сами по себе не имеют объективной ценности, а могут иметь только субъективную, служа невротическим целям.

Таким образом, например, невротик может гордиться тем, что не просит и не принимает никакой помощи, даже если разумнее было бы поступать иначе – хорошо известная социальным работникам проблема.

Одни гордятся тем, что провели трудную сделку, другие – тем, что никогда не торгуются, все зависит от того, Надо ли им всегда выигрывать или Надо никогда не стремиться к собственной выгоде.

...Тот факт, что ему известно "добро" и "зло" уже делает человека богоподобным, как Змий обещал Адаму и Еве. 

Очень высокие нормы невротической личности позволяют человеку чувствовать себя чудом нравственности, которой стоит гордиться, неважно, каков он на самом деле и как себя ведет. ...

Его гордость не в том, чтобы быть нравственным, а в том, что бы знать, каким ему Надо быть. 

Несмотря на то, что временами он признает тщетность своих самоупреков, и даже иногда ужасается, насколько они ошибочны, он так и не смягчается в своих требованиях к себе.

Ну и что, если он страдает? Разве его страдания не доказывают лишний раз его возвышенную нравственную чуткость? Следовательно, эта цена по карману его гордости.

Когда мы спустимся от этого обобщенного взгляда к особенностям индивидуальных неврозов, мы сначала придем в замешательство. 

Оказывается, нет ничего, чем нельзя было бы гордиться. 

То, что кажется восхитительным достоинством одному, позорная помеха для другого. Кто-то гордится своей грубостью, другой стыдится всего, что могут принять за грубость, и гордится своей чувствительностью. Кто-то гордится своей пробивной способностью, другой стыдится и намека на нее. Этот гордится тем, что верит людям, а тот столь же горд своей недоверчивостью и т.д. и т.п. ...

...потребность невротика гордиться собой столь настоятельна, что он не может вынести мысли о себе как о существе, находящемся в тисках потребностей; поэтому он использует свое воображение, чтобы превратить эти потребности в добродетели, трансформировать их в качества, которыми можно гордиться. Но проходят эту трансформацию только те компульсивные потребности, которые служат его влечению воплотить свое идеальное я в действительность. 

Напротив, те, которые мешают этому влечению, он склонен подавлять, отрицать, презирать. 

Его способность к такому бессознательному выворачиванию ценностей наизнанку совершенно удивительна. 

Лучше всего впечатление от нее передал бы мультфильм. В этом жанре наиболее живо можно изобразить, как человек, огорченный нежелательной чертой, берет кисть, закрашивает это место яркими красками и показывает нам с хвастливой гордостью картину своих достоинств. 

Таким образом,

 - непоследовательность превращается в безграничную свободу,

 - слепой бунт против существующих норм морали – в намерение "быть выше предрассудков",

 - табу на то, чтобы сделать что-нибудь для себя, – в святое отсутствие эгоизма,

 - потребность кого-то ублажать – в чистую доброту,

 - зависимость – в любовь,

 - использование других – в силу,

 - мстительность – в справедливость,

 - техника фрустрации – в разумную самозащиту,

 - отвращение к труду – в успешное сопротивление "ужасной привычке работать" и т.д.

 

...Как только мы пускаемся в погоню за славой, мы перестаем заботиться о верности себе. 

Невротическая гордость, во всех ее формах, – это ложная гордость."

 

Конспект подготовила Галина Китаева, февраль 2011
Синим выделен текст, введённый мною.

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]