- 02.12.2013
- 2000 Просмотров
- Обсудить
Прочитала недавно отличную книгу, называется «Психология достижений» (автор – Хайди Грант Хэлворсон). Книга написана профессиональным психологом, поэтому все выводы, которые она делает, имеют под собой веские основания в виде результатов исследований и экспериментов. Книга о том, какие мы цели перед собой ставим и о том, почему одним удается достигать выдающихся целей, а другим – нет.
Во-первых, для того, чтобы успешней добиваться поставленных целей, нужно уметь их ставить. Цель должна быть конкретной и достаточно трудной, но достижимой. О цели можно думать или с точки зрения «зачем» (зачем я это делаю) или более конкретно – «что». При этом думать о цели с позиции «зачем» стоит тогда, когда вам нужно почувствовать прилив энергии, сохранить мотивацию или избежать соблазнов. А если вам предстоит трудное, непривычное или требующее длительного освоения дело, лучше думать о нем с позиции «что» (что конкретно нужно сделать).
Интересно, как наши убеждения определяют то, какие цели мы ставим, и как мы их достигаем. Понятно, что убеждения о сильных и слабых сторонах своего характера влияют на наши цели, но даже не это является определяющим в том, какие цели мы выберем, и как мы их будем достигать. Гораздо важнее то, что мы думаем по поводу неизменности или изменяемости этих черт. Так, люди, убежденные, что их качества (интеллектуальные, к примеру) являются заданными и не поддаются изменениям, своей основной целью выбирают при любой возможности доказывать себе и остальным, что она на самом деле очень умны. Однако такая цель активно препятствует изменениям, не позволяет учиться и расти. Такие люди, как правило, избегают слишком сложных целей, предпочитая более надежные варианты, они преследуют цели, которые автор называет «быть хорошими».
Сторонники же теории приращения интеллекта обычно уверены, что любые способности можно постепенно улучшать, поэтому такие люди выбирают достаточно трудные цели. Их не пугают трудные задачи и возможные ошибки, так как ошибки в данном случае не означают, что они глупы, а помогают извлечь полезные уроки. Такие люди преследуют цели «стать лучше»
Желание «быть хорошим», то есть показать, что вы умны, талантливы, способны, называется целью, ориентированной на результат. Эти цели очень часто (хотя и не всегда) связаны с самоуважением. Они отлично мотивируют, однако снижают при этом вашу адаптацию к трудностям. Преследуя цель «быть хорошим», вы рискуете очень легко попасть в порочный круг: поверив в отсутствие у себя нужных качеств, вы перестаете стараться, тем самым обрекая себя на неудачи.
Преследуя цель «стать лучше» (цель, ориентированную на мастерство), вы оцениваете себя не столько по тому, достигнут ли определенный результат (отличная оценка, перевыполнение плана продаж), а по достигнутому прогрессу. Такие цели тоже связаны с самоуважением, но совершенно иначе. На первый план выходит не самоутверждение, а самосовершенствование: развиваться как личность, приобрести больше знаний, а не доказывать, что они у вас есть. Когда люди сталкиваются с трудностями при движении к цели «стать лучше», они не чувствуют беспомощность, а принимают меры.
Однако есть случаи, когда ориентированные на результат цели мотивируют лучше, чем цели, ориентированные на мастерство (это особенно видно в ситуациях, когда на горизонте – существенные награды). Однако это касается только тех случаев, когда задача сравнительно легка. Когда же появляются сложные задания и препятствия, становятся очевидными преимущества целей, ориентированных на мастерство.
Разница в этих двух подходах проявляется даже в том, обращаемся ли мы за помощью, если она нужна нам для достижения нашей цели. В том случае, если наша цель – «быть хорошим», подчеркнуть свой интеллект, просьба о помощи может выглядеть как признание неудачи. Но ведь обращение за помощью – отличный способ «стать лучше»; это прекрасно знают люди с целями, ориентированными на мастерство, а не на результат.
Благодаря целям «стать лучше» вы не сдаетесь и достойно справляетесь с трудностями, умеете находить радость на пути к цели, применяете более эффективные стратегии и обращаетесь за помощью в случае необходимости.
Кроме того, автор пишет о тех целях, достижение которых позволяют чувствовать себя счастливее, и тех, к которым многие стремятся, но которые ничего не дают для ощущения счастья (желание прославиться, жажда власти и улучшения своего имиджа в глазах окружающих, страсть к богатству ради самого богатства и т.п.). Какие же цели позволяют чувствовать себя счастливее? Автор выделяет три группы таких целей (или потребностей). Согласно психологам Эдварду Деси и Ричарду Райану, все люди стремятся к причастности, компетентности и автономии.
Причастность – это желание ощущать связь с другими людьми и заботиться о них: любить и быть любимыми. Цели, относящиеся к установлению связей – знакомство с людьми, усиление имеющихся связей, вклад в жизнь вашего сообщества – удовлетворяют потребность в причастности.
Желание быть компетентным – это стремление оказывать воздействие на свое окружение и получать от него то, чего вы хотите. Ощущение компетентности может дать владение практически любыми навыками. Цели, которые относятся к усилению способности добиваться результатов – приобрести навык, выучить что-то новое, развиваться как личность – удовлетворяют желание быть компетентным.
Третья базовая потребность – в автономии, то есть в стремлении к свободе и выборе и организации своих поступков и переживаний. Это возможность делать то, что вас увлекает, соответствует особенностям вашей личности.
Как достигнуть поставленной цели? Как утверждает автор книги, нет более эффективной стратегии для преодоления препятствий на пути к целям, чем планирование. Однако не все планы эффективны. Эффективный план должен быть конкретным, в нем должно быть подробно расписано, что, где и как будет сделано. Такие планы автор называет «если… то». Вы подробно расписываете, когда, где и как будете достигать желаемую цель. Например, если ваша цель – похудеть, то вы можете записать следующее: «Я буду заниматься по часу в спортзале по понедельникам, средам и пятницам после работы».
Стоит заметить, что и мой конспект этой книги смог появиться только благодаря тому, что я записала свою цель написать эту статью так, как рекомендует автор (я буду писать утром, после завтрака, в кухне).
Похожие материалы
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.