Меню
Назад » » » 2011 » Январь » 6

Как увековечить свой невроз?*

Все конспекты Галины Китаевой по работе К.Хорни "Невроз и личностный рост"  - здесь...
= = =

(Продолжение конспекта К.Хорни "Невроз и личностный рост")

Содержание:

1. «За мои расстройства ответственны другие люди»-способ увековечить невроз
2. «Страх пути»
3. «Ожидание чуда»
4. «Отвращение к любым усилиям»
5. «Эмоциональная слепота.Зависть.»
6. «Паралич психической энергии»

1. «За мои расстройства ответственны другие люди» - способ увековечить невроз.

   Поднимая свои потребности на высоту требований, невротик отрицает свои расстройства и возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу. Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. 

   Например, у него просят взаймы или о пожертвовании. Он расстраивается и в душе посылает к черту просителя. Но на самом деле он недоволен тем, что нарушено требование не беспокоить его. 

   Что делает его требование столь непреклонным? Просьба, в действительности, сталкивает его с внутренним конфликтом, в котором находятся его потребность уступать другим и потребность фрустрировать их (отказывать им).

  Но пока он (по каким угодно причинам) очень боится или очень не хочет видеть свой конфликт, он вынужден держаться за свое требование. Он говорит о нем, как о нежелании беспокойства, но если уточнить, то окажется, что он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать. 

…ему жизненно важно сбросить с себя ответственность. 

   Но нам уже видно, что его требования, в результате, не дают ему возможности расстаться со своими проблемами и тем самым увековечивают его невроз. 

   Упорство, с которым невротик вцепляется в некую установку,  несомненно указывает, что эта установка выполняет функции, кажущиеся ему необходимыми и неизбежными в рамках его невроза.

требования невротика создают видимость решения многих его проблем. 

Их всеобъемлющая функция – увековечить его иллюзии о себе и переложить ответственность на внешние факторы. 

2. «Страх пути» 

Рассматривать возможность этого пути, пути к здоровью, он может только в той степени, в какой он уже достаточно силен, чтобы расстаться с решением, легшим в основу самоидеализации. 

Этот путь страшит его, ибо ему начинает казаться, что так он лишится всего. 

***
   У него есть тайное чувство, что проявив интерес к себе и своему развитию, он лишится прав на будущие достижения. Это логично, если исходить из его предпосылок, ибо в таком случае воплощение идеального я действительно утратило бы смысл. Пока он одержим своей целью, альтернативный путь его просто страшит. Он означает, что ему предстоит увидеть себя простым смертным, которого извели вконец его проблемы, что ему предстоит взять на себя ответственность за них и признать, что только он сам и никто другой может перерасти их и развить именно свои способности и таланты. 

***
вместо конструктивных усилий по устройству своей жизни он вкладывает всю энергию в то, чтобы отстаивать свои права. 

Между тем реальная жизнь теряет для него интерес;

он впадает в нищету, он пренебрегает всем, что могло бы сделать его жизнь стоящей. 

А доказать он должен, что стоит выше законов психики и природы.

3. «Ожидание чуда» 

... требования невротика  нереалистичны в том смысле, что он присваивает себе несуществующее право на все виды привилегий. ...Некоторые его требования откровенно фантастичны.... все они пропитаны ожиданием чуда. 

И только здесь мы по-настоящему можем понять, до какой степени требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения идеального я невротика в действительность. 

Они служат этому не в том смысле, что доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби

Откуда же они берутся, эти НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ? 

И пусть даже невротика опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. 

Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится несправедливость. 

Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.  Эти требования – гарантия его грядущей славы. 

Если он будет хотеть достаточно сильно, его желания сбудутся... 

Невротик считает, что  если он будет достаточно твердо настаивать, чтобы все шло, как он хочет, все так и пойдет. 

4. «Отвращение к любым усилиям»

... Все требования, по определению, заменяют невротику активную работу над своими проблемами и, следовательно, парализуют его рост. 

Во многих случаях они ответственны за глубочайшее отвращение к любым усилиям. 

Бессознательное требование тогда таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. 

Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. 

Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие (пусть Джордж это сделает). Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Таким образом, часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы, когда надо сходить куда то, что-то купить. 

Иногда в процессе анализа усталость невротика удается снять очень быстро.

Например, одному человеку предстояло сделать много дел перед поездкой, и он чувствовал усталость, еще не принявшись за них. 

Я предложила, чтобы он принял проблему устройства своих дел, как вызов своей изобретательности. 

Это ему понравилось, усталость исчезла, и он смог завершить дела, не почувствовав себя разбитым или измученным. Но хотя он при этом испытал свою способность быть активным и радоваться этому, его порыв делать усилия по собственной воле скоро иссяк, поскольку бессознательные требования все еще оставались слишком глубоко укорененными.

Если он еще не оказался прав, то это не потому, что он хочет невозможного  …. а потому, что он хочет недостаточно сильно.

5. «Эмоциональная слепота. Зависть.»

   Влияние, которое всеобъемлющие требования оказывают на личность и жизнь человека, весьма многосложно… Существуют и другие факторы, вносящие вклад в подобную хроническую неудовлетворенность. Но выдающееся место среди ее источников занимают все же всеобъемлющие требования. Неудовлетворенность сказывается в тенденции фокусироваться в любой жизненной ситуации на недостатках, на трудностях, и тем самым чувствовать недовольство ситуацией в целом. Например, у человека замечательная работа и вполне конструктивные семейные отношения, но не хватает времени поиграть на пианино, что много для него значит; или одна из дочерей чем-то его огорчает; и эти обстоятельства так разбухают у него в сознании, что он не может оценить все то хорошее, что у него есть. Или возьмем человека, чей прекрасный в остальном день может испортить только то, что заказанные им товары прибыли с опозданием, или того, кто во время прекрасного путешествия воспринимает одни неудобства. Эти установки так обычны, что почти каждый из нас встречался с ними. Люди с такими установками иногда удивляются: почему же они всегда видят во всем мрачную сторону? Или же они гонят от себя такие размышления, называя себя "пессимистами". Не говоря уж о том, что это слово ничего не объясняет, оно подводит псевдофилософскую основу под общую неспособность человека выносить неприятности.

   Этой установкой люди сами сильно осложняют себе жизнь. Любая трудность становится в десять раз труднее, если относиться к ней, как к несправедливости. 

   Любая работа, к которой мы приступаем с разрушительным чувством свершающейся несправедливости или с тайным требованием, чтобы она была легкой, неизбежно станет напряженной и изматывающей. Другими словами, через невротические требования мы теряем часть искусства жить, состоящую в том, чтобы легко переносить естественный порядок вещей. 

   Конечно, есть события столь тяжкие, что способны раздавить человека. Но они редки. А для невротика и незначительное происшествие превращается в катастрофу, и жизнь оборачивается одними разочарованиями. 

   Вдобавок, невротик порой фокусируется на светлых сторонах чужой жизни: у этого полный успех, у того – дети, у другого – больше свободного времени и он лучше им пользуется, у соседа и дом больше, и лужайка зеленее. 

   Хотя это достаточно просто описать, но трудно распознать, особенно в себе самом. Эта чрезвычайной важности вещь, которой нет у нас, но есть у другого, кажется настолько реальной, настолько фактической. Таким образом, происходит двойная подделка счетов по отношению к себе и по отношению к другим. 

...Большинство людей не раз слышало, что нельзя сравнивать свою жизнь и счастливые моменты чужой, можно сравнивать разве что одну жизнь с другой в целом. 

Но, несмотря на то, что этот совет представляется им вполне верным, они не могут ему последовать: искаженная картина мира складывается у них не по недосмотру и не вследствие интеллектуального невежества. 

Это, скорее, эмоциональная слепота, то есть слепота в силу внутренней бессознательной необходимости. 

Ее последствия – это зависть и безразличие к людям. 

***

Зависть носит характер, названный Ницше Lebensneid (зависть к жизни), которая относится не к той или иной детали, а к жизни вообще. 

Она идет об руку с чувством, что ты единственный отовсюду изгнан, приговорен к мучениям, одиночеству, панике, тоске.

Безразличие не обязательно предполагает полное бессердечие. Оно вытекает из всеобъемлющих требований и затем приобретает собственную функцию оправдание эгоцентризма личности. 

Почему другие, которым лучше, чем ему, должны чего-то ждать от него? 

Почему он, находящийся в худшем положении, чем кто-либо вокруг, он, на которого не обращают внимания или плюют, не имеет права ни на что лично для себя? 

Так требования укореняются еще прочнее. 

Другое следствие – чувство общей неуверенности относительно своих прав. Это сложное явление, и всеобъемлющие требования – лишь один из определяющих его факторов. 

Внутренний мир, где невротик чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав.

6. «Паралич психической энергии»

С одной стороны, невротик исполнен нахальных требований, а с другой стороны, не решается постоять за свои права, когда это действительно можно и нужно сделать. 

… тайные обширные требования – один из важных факторов, отвечающих за инертность, которая (в открытой или скрытой форме) является, возможно, наиболее распространенным невротическим нарушением. 

В противоположность праздности, в которой можно пребывать по своей воле и получать от нее удовольствие, инерция – это паралич психической энергии.

Она распространяется не только на действия, но и на мысли и чувства."

 

Конспект подготовила Галина Китаева, 06.01.2011
Синим выделен текст, введённый мною.

 

 

 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]