- 06.08.2014
- 3132 Просмотра
- 2 комментария
Миссия или Цель ?
Разработка стратегии и организационной структуры – это единый и неразделимый процесс декомпозиции целей и стратегий на каждый нижний уровень иерархии организации, при этом структура каждого уровня как раз и определяется тем, как именно провести декомпозицию целей и стратегий.
Разработка стратегии и организационной структуры – это единый и неразделимый процесс декомпозиции целей и стратегий на каждый нижний уровень иерархии организации, при этом структура каждого уровня как раз и определяется тем, как именно провести декомпозицию целей и стратегий.
Цель и миссия организации являются отправными точками для разработки стратегии при проведении любого проекта создания и реорганизации предприятия. Как будут определены цель и миссия, так и будет разрабатываться стратегия, такую организацию мы и получим в итоге.
Отметим три основных требования к цели:
- Цель должна быть измерима, иметь конкретную величину и временные рамки: лечить больных, вылечить 100 больных за год, вылечить 100 больных за пятилетку – три совершенно разных определения. Первое, не имеющее конкретной величины – это не цель, это функция (миссия), второе и третье определяют совершенно разные по размерам организации.
- Цель должна быть обеспечена необходимыми резервами.
- Нельзя ставить одну цель и вкладывать в нее все резервы. Достигнем эту цель и все, дальнейшее развитие (а то и функционирование) организации невозможно. Необходима последовательность целей в ближней и дальней перспективе, и соответствующее перспективное планирование распределения ресурсов.
Довольно часто встает вопрос, что первично, цель или миссия? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В одних случаях отправной точкой является цель, в других миссия, а иногда и трудно различить, что же первично. Собственно говоря, что явилось инициализатором создания организации, то и первично.
· Фирма Полароид: появилась идея создания мгновенного фото – удовлетворения потребности людей в мгновенном получении фотографии, было создано соответствующее предприятие (первична миссия).
· Человек думает, куда ему вложить свои средства и получать дивиденды – создает собственное предприятие (первична цель).
· Фирма Полароид: появилась идея создания мгновенного фото – удовлетворения потребности людей в мгновенном получении фотографии, было создано соответствующее предприятие (первична миссия).
· Человек думает, куда ему вложить свои средства и получать дивиденды – создает собственное предприятие (первична цель).
В принципе, и цель, и миссия – это потребность. Человек – существо социальное и у него есть цели удовлетворения личных потребностей и цели удовлетворения общественных потребностей, исполнения своей миссии в обществе. Цели, направленные на него самого, и цели, направленные на общество, членом которого он состоит, и от которого он, в конечном итоге, зависит.
Достижение своей цели – личная потребность человека, исполнение своей миссии в обществе - общественная потребность человека. Аналогично и предприятия и организации, за которым все равно стоит человек.
- Миссия – предназначение в обществе, формулирование того, какие потребности общества планируется удовлетворять.
Некоммерческие организации более ориентированы на общество, на свою миссию в обществе, коммерческие на себя (на собственника) на свою цель.
Но и у некоммерческих организаций есть своя цель – цель обеспечения существования и развития. И у коммерческих предприятий есть своя миссия, если коммерческое предприятие не удовлетворяет потребностей общества, то у него не будет потребителей, в принципе не будет возможности достижения своей цели.
Цель – предвидение получаемого результата. Определить, достигли мы поставленной цели или нет, можно только сопоставлением цели и результата, для этого и цель и результат должны быть выражены в одной измеримой системе координат.
Для общественной организации понятна миссия, но много проблем при формулировании цели. Для коммерческого предприятия понятна цель, однако сформулированная цель коммерческого предприятия (например, прибыль) ничего не говорит о том, как она может быть достигнута, какой должна быть миссия предприятия.
Но только совокупность миссии и цели позволяют создать представление о том, какой должна быть организация для исполнения своей миссии и достижения своей цели.
- Коммерческое предприятие – поставлена цель (измеримый экономический эффект), но не определена миссия – это может быть и производственное предприятие, и предприятие общепита, и т.д. Определена миссия, но не поставлена измеримая цель – это может быть и ларек по продаже пирожков, и ресторан.
- Некоммерческая организация – поставлена миссия, но, не поставив цель, организация может вообще ничего давать обществу, просто исполнять свою миссию, может лечить больных, но ни одного не вылечить, например. А поставить общественную цель не определив миссии для некоммерческой организации просто не возможно.
Причем, это проблемы и трудности индивидуальны для каждого предприятия, каждой организации.
http://corpsys.ru/Articles/Strategy/Russia17.aspx
Теги